Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские заводы сорвали нацпроект Путина по беспилотникам

Агентство «Москва»

Крупнейший государственный проект по развитию беспилотной авиации в России — национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), запущенный в 2024 году по инициативе Владимира Путина, столкнулся со срывом сроков. Из 2717 дронов, предусмотренных в рамках госзаказа на 2024 год, производителям удалось поставить только 1429 единиц. Поставку остальных 1288 перенесли на более поздний срок — до 30 мая 2025 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники.

Причины задержек в Минпромторге объяснили «загрузкой производителей» и необходимостью «исполнения обязательств субподрядчиков». Однако по словам сразу нескольких источников издания в отрасли, реальной причиной стала несвоевременная передача финансирования: деньги от Минфина начали поступать производителям только в августе–сентябре 2024 года, когда завершить разработку, сборку и отгрузку дронов до конца года было уже физически невозможно.

Проект госзаказа на поставку беспилотников курирует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), получившая соответствующий мандат от правительства в апреле 2024 года. Именно через нее должны были распределяться средства и контракты между производителями. Однако уже в августе возникли проблемы: компании не могли получить деньги, а казначейство задерживало согласование контрактов. Хотя в ГТЛК утверждали, что авансирование идет «в плановом режиме», источники «Коммерсанта» в Минтрансе и правительстве говорили об обратном.

По информации источника «Ведомостей», близкого к ГТЛК, к госконтракту были допущены только 37 отечественных производителей, 14 из которых получили заказы более чем на 30 моделей. Однако по программе льготного лизинга, курируемой все той же ГТЛК, в 2024 году удалось заключить лишь 10 договоров с семью компаниями на поставку 140 дронов на общую сумму 3,1 млрд рублей.

Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев напоминает, что к октябрю 2024 года исполнение госконтракта составляло всего 5–10%, а многие компании даже не успели открыть казначейские счета. В итоге, по его словам, часть поставщиков просто отказалась от исполнения, а те, кто остался, попросили перенести выполнение на 2025 год. «Госзаказ вреден. Нужно организовывать стандартные тендеры: пусть каждая госорганизация заказывает то, что надо ей, без бесполезной деятельности по агрегированию заказа через ГТЛК», — высказал свое мнение в разговоре с изданием директор «Летающих грузовиков» Антон Блик.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку