Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Рекордное за полтора года число россиян пожаловались на инфляцию выше 30%

Многие люди видят в магазинах инфляцию, намного больше официальной
Многие люди видят в магазинах инфляцию, намного больше официальной Артем Геодакян / ТАСС

Не все россияне верят в то, что инфляция замедляется. Почти каждый шестой (16%) считает, что цены за год выросли более чем на 30%, показал апрельский опрос фонда «Общественное мнение». Это максимальное значение с января 2024 г., когда так думали 17,1%. В марте доля таких ответов была заметно ниже, 15,3%.

При этом опрос, на результаты которого много лет ориентируется Центробанк, оценивая инфляционные ожидания населения и его потребительские настроения, зафиксировал столь же сильное снижение наблюдаемой населением инфляции (медиана ответов на вопрос о росте цен за год) – с 16,5% до 15,9%.

Среди основных продуктов, товаров и услуг, цены на которые за последний месяц выросли очень сильно, люди чаще всего отмечали мясо (47%), овощи и фрукты (43%), молочную продукцию (42%), рыбу (37%) и ЖКХ (33%). При этом все ответы, кроме овощей и фруктов, назывались чуть реже, чем в марте, а тарифы ЖКХ последние годы индексируют с июля (в прошлом году они выросли на 9,8%, в этом прибавка вырастет до 11,9%).

По данным Минэкономразвития, на 21 апреля инфляция в годовом выражении была 10,35%, а быстрее всего дорожали продукты – 12,64%. По информации Росстата, с начала года к этому времени на 10% и больше подорожали картофель (45,2%), капуста (33,4%), лук (16,3%), свекла (27,9%), морковь (15%), помидоры (14%), водка (10,7%), рыба и отдых в санатории (по 10%). В результате инфляция «для бедных», рассчитанная аналитиками близкого к властям аналитического центра ЦМАКП по потребительской корзине малообеспеченных россиян (в ней намного больше доля продуктов), примерно в 1,5 раза выше официальной.

Власти готовятся бороться с ростом цен на продукты административными мерами, производители и торговцы уже просят их не регулировать цены. Если власти все же пойдут на это, люди будут жаловаться не на высокие цены, а на дефицит, предупреждают эксперты Института Гайдара: «Попытки ограничить торговые надбавки для розничной торговли вряд ли разрешат проблему роста цен». Они ссылаются на расчеты, проведенные на данных торговых сетей о ценах покупки и продажи овощей, картофеля, которые показывают: ограничения приведут к тому, что набор социально значимых продуктов станет дороже.

«Установление предельной наценки в 5%, что сейчас обсуждается правительством в отношении свеклы, моркови, капусты, картофеля, лука, питьевого молока, творога, кефира, сливочного масла, сахара и хлебобулочных изделий недлительного хранения, удешевит набор продуктов, но приведет к вымыванию ассортимента из этого списка, что многократно наблюдалось в подобных случаях», – пишут экономисты, уверяя, что ритейлеры сами заинтересованы в наличии продуктов из состава социально значимых с минимальными наценками. Это могут быть продукты под маркой сети, отдельные виды из так называемого «социального продукта», скидки на продукты с коротким сроком годности или укрупненные упаковки, предлагают они.

Одновременно со снижением наблюдаемой инфляции неожиданно выросли инфляционные ожидания (медиана ответов на вопрос о росте цен в ближайший год). Опубликованный Центробанком обзор инфляционных ожиданий показывает, что, похоже, их рост все же связан с общим ухудшением настроений, отмечал экономист Егор Сусин. Индекс потребительских настроений в опросе «инФОМ» в апреле не изменился, при этом улучшились ожидания, а вот оценки текущего состояния ухудшились.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку