Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Газпром»: в убытках, но с мегапроектом

Несмотря на плачевное финансовое состояние «Газпрома» (чистый убыток в прошлом году превысил триллион рублей), компания взялась за очередной дорогостоящий проект.
Этот красивый вид обойдется «Ѓазпрому» в десятки миллиардов рублей
Этот красивый вид обойдется «Ѓазпрому» в десятки миллиардов рублей «Газпром инвестиции»

Мегапроект называется «Система магистральных газопроводов „Восточная система газоснабжения“ (ВСГ)», и по решению совета директоров начата подготовительная работа по прокладке газопровода между компрессорными станциями «Аганская» и «Александровская». Проведено лазерное сканирование местности и завершаются комплексные инженерные изыскания трассы.

На первый взгляд, соединение дополнительными трубами давно существующих компрессорных станций — проект местного значения, и больших расходов компания вроде бы понести не должна. «Газпром» указывает, что этот участок «создаст возможности для подачи дополнительных объемов газа потребителям в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях».

Мы видим, что задача проекта официально обозначена как увеличение газоснабжения потребителей на востоке страны. Нужда в этом есть. В Кемеровской области, например, газификация населения едва превышает 10%, а в среднем по России — около 74%. В Томской области положение получше (показатель вышел на 50%), на Алтае газификацией охвачено не больше 20% жителей.

Смущает, однако, вопиющее несоответствие мощности будущей трассы с потребностями перечисленных регионов. По словам источника в «Газпроме», пожелавшего остаться неназванным, там «с трудом насобирали» потребителей на 10 млрд кубометров газа в год, а новый газопровод рассчитан на ежегодную транспортировку 50 млрд кубометров. «Тянуть такого монстра в депрессивные регионы — это как летать на вертолете в булочную», — сказал этот газпромовец в беседе с автором колонки. 

Более того, для этого участка магистрали «Газпром» заказал трубы диаметром 1420 мм, рассчитанные на повышенное давление — 140 атмосфер вместо обычных 75-90 атмосфер. Этого можно добиться, повысив качество стали (предел текучести) и толщину стенки, но это технологическое решение ведет к значительному удорожанию и увеличивает риски аварий. Нигде в мире на такой риск не идут. Цель руководства компании понятна — увеличить прокачку за пределы запланированных 50 млрд кубометров в год.

Специалисты в «Газпроме» прекрасно понимают, что газификация российских потребителей — лишь предлог. Настоящая цель проекта заключается в ином.

Они считают, что участок за участком мощность всей трассы от месторождений на севере Западной Сибири до Новосибирской области будет увеличена до тех самых 50 млрд кубометров в год, а затем «Газпром» построит перемычку через Красноярск в Иркутскую область и соединит там эту магистраль с системой «Сила Сибири». Получится давно планировавшаяся «Сила Сибири-2», но без выхода в Китай, который от такого варианта получения российского газа наотрез отказался.

Стоит заметить, что «Сила Сибири-2» должна была частично совпадать с трассой другого не принятого китайцами проекта — газопровода «Алтай». Участок Аганская – Александровская является частью этого маршрута.

Смысл массированного вливания дополнительных потоков газа из традиционных районов его добычи в «Силу Сибири» даже без расчета на экспорт в Китай понятен.

Проект «Алтай»
Проект «Алтай» «Газпром»

«Сила Сибири» вышла в конце прошлого года на проектную мощность поставок в Китай — 38 млрд кубометров в год. Для поддержания такого экспортного потока месторождения Чаянда в Якутии и Ковыкта в Иркутской области должны ежегодно выдавать по 42 млрд кубометров газа в течение 30 лет, как предусмотрено контрактом с китайцами.

Требуемый уровень добычи, как мы уже писали, эти месторождения поддерживать весь тридцатилетний срок не в состоянии. На Чаянде, по сообщениям с промысла, продолжается работа следственных органов. Ищут ответственных за подлог в оценке добычного потенциала месторождения (оно, по объективным показателям, может дать не более 16,5 млрд кубометров газа в год, а по заявлениям руководства компании — 25,4 млрд).

Когда планировалась «Сила Сибири-2», в «Газпроме» рассчитывали, что новая магистраль частично компенсирует падение добычи на Чаянде и Ковыкте, но в Пекине проект зарубили, и спасать действующий контракт приходится другим путем — через строительство той же «Силы Сибири-2», но по кусочкам, без экспортного выхода и под прикрытием потребностей в газификации сибирских регионов.

Очень скоро мы увидим новые решения  совета директоров газового гиганта о расширении пропускной способности других участков действующей трассы между другими компрессорными станциями — и снова под лозунгами ускоренной газификации.

Цена, которую «Газпром» заплатит за строительство замаскированной «Силы Сибири-2», обещает быть колоссальной. Дешево прокладывать газовые магистрали компания не умеет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку