Дроны стали главной инновационной технологией войны, которую Владимир Путин развязал в Украине. На них приходится больше потерь в живой силе, чем на все другие виды вооружений вместе взятые. Вооруженные силы Украины (ВСУ), ожидая проблем с военной помощью США, радикально расширяют беспилотные войска и применение дронов, чтобы компенсировать нехватку более тяжелых вооружений.
Новая программа «Линия дронов», разрабатываемая с осени прошлого года, но официально объявленная в феврале, является планом «Б» на случай провала переговоров о прекращении войны или потери интереса новой администрации США к дальнейшей поддержке Украины, пишет The New York Times, корреспонденты которой общались с украинскими военными. Начатые Дональдом Трампом переговоры о заключении мирного соглашения отвлекли внимание от новой программы беспилотников, но она уже принесла ощутимые результаты. По словам военных экспертов, во многом благодаря именно ей российская армия практически перестала продвигаться вперед: если в ноябре она захватила 722 кв. км, то в марте – всего 132 кв. км, по данным проекта DeepState.
В рамках «Линии дронов» четыре батальона беспилотников будут переформированы в полки, численность каждого должна увеличиться примерно с 700 до 2500 солдат, вооруженных дронами с видом от первого лица, аппаратами, сбрасывающими бомбы, а также наземными системами, включая дистанционно управляемые машины, вооруженные пулеметами.
Украинская армия гораздо малочисленнее российской, и на четвертом году войны пополнять ее становится все сложнее. Уклонение стало массовым явлением. Через два месяца после начала программы по привлечению на годовую службу добровольцев в возрасте от 18 до 24 лет (предусматривает разовую выплату 1 млн гривен, или $24 000, месячную зарплату $2900, беспроцентный ипотечный кредит и освобождение от мобилизации после службы) контракт подписали менее 500 человек, сообщал Reuters со ссылкой на Павла Палицу, военного советника президента Владимира Зеленского.
«Если говорить беспристрастно, то это работает», – сказал о «Линии дронов» Майкл Кофман, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. Свою роль в том, что продвижение российской армии заглохло, сыграли также нехватка у нее техники и зимняя погода, добавил он. Сейчас
По словам Кофмана, цель ВСУ состоит в том, чтобы создать силы, которые «смогут блокировать большие участки фронта» и обходиться без военной помощи США – по крайней мере на передовой. Вместе с тем, Украина по-прежнему сильно зависит от США и европейских стран в вопросе поставок систем противовоздушной обороны для защиты городов от ракет, находящихся далеко за линией фронта.
Между тем, дроны Украина производит в основном сама. По словам украинских военных, на долю беспилотников приходится около 70% убитых и раненых с обеих сторон – больше, чем от всех остальных видов вооружений вместе взятых, включая танки, гаубицы, минометы и мины.
Программа со временем должна быть расширена, и опытные пилоты будут делиться опытом с солдатами других подразделений, чтобы более эффективно подрывать снабжение российской армии, работу ее средств ПВО и радиоэлектронной борьбы, сказал NYT командир полка «Ахиллес» Юрий Федоренко:
Идея в том, чтобы закрыть беспилотниками всю линию фронта.