В первом квартале 2025 года объем розничных продаж водки в торговых сетях и заведениях общественного питания в России снизился впервые с 2019 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Росалкогольтабакконтроля и системы ЕМИСС. По итогам января — марта продажи водки составили 17,2 млн декалитров, тогда как в 2019 году этот показатель был на уровне 17,4 млн декалитров. После 2019 года рынок демонстрировал стабильный рост: в 2024 году объем продаж достигал 18,7 млн декалитров. Таким образом, падение за год составило 8,7%.
Снижение продаж водки обусловлено сразу несколькими факторами, объяснил изданию руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. В первую очередь — это избыточные ограничения, которые уже введены или готовятся к введению в большинстве российских регионов. «Мы наблюдаем прямую зависимость: чем жестче меры в отношении легального сегмента, тем быстрее растет потребление нелегального алкоголя», — подчеркнул эксперт.
Вторым значимым фактором стал рост акцизов и увеличение минимальной розничной цены на водку с начала 2025 года. По словам Черниговского, это не только повышает конечную стоимость продукции для потребителя, но и стимулирует уход части спроса в теневой сектор. Также снижение продаж связано с изменением структуры потребления: «Мы фиксируем устойчивый рост интереса к российским виски и джинам».
Еще одной причиной снижения интереса к водке стал «откат» после аномального роста потребления в «пандемийные и постпандемийные» годы. «До 2020 года россияне ежегодно совершали около 48 млн зарубежных поездок. В 2024 году их число снизилось до 29 млн. Часть потребления, ранее приходившаяся на поездки за границу, теперь осуществляется внутри страны», — пояснил Черниговский. Он добавил, что это «искажало статистику», но сейчас, по словам эксперта, ситуация постепенно нормализуется.
По данным FinExpertiza, в 2024 году продажи крепкого алкоголя в России, за исключением водки, выросли на 10,2% и достигли 3,2 литра на душу населения в год — рекордного уровня с 2017 года. Продажи водки сохранились на уровне предыдущего года — 5,3 литра на человека, что также является максимальным показателем с 2017 года и держится на этой отметке третий год подряд. В совокупности потребление крепкого алкоголя выросло на 3,7% — до 8,5 литра на душу населения против 7,4 литра в довоенном 2021 году.
По данным Росалкогольтабакконтроля, в марте 2025 года продажи всего крепкого алкоголя в России снизились на 19,4% по сравнению с мартом 2024 года, составив 15,82 млн декалитров. Причинами падения в РТК считают увеличение акцизов и рост розничных цен.
Тем не менее, владелец Калужского ликеро-водочного завода (КЛВЗ) «Кристалл» Павел Победкин полагает, что это временное явление: по его мнению, потребители адаптируются к новым ценам, как это ранее происходило в других товарных категориях. В то же время директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что тенденция может оказаться долгосрочной. По его словам, объем продаж крепкого алкоголя в первом квартале 2025 года вернулся к уровням 2019–2020 годов. Он также напомнил, что в 2022 году наблюдался всплеск потребления на фоне роста стресса населения после начала Владимиром Путиным войны в Украине.