Борьба Центробанка с закредитованностью населения принесла побочный эффект: чтобы обойти ограничения на выдачу необеспеченных кредитов и займов людям с высокой долговой нагрузкой, банки и микрофинансовые организации (МФО) стали требовать в залог автомобиль.
«Микрофинансовые организации, как и банки, активно наращивали выдачу займов с обеспечением в виде залога транспортного средства», – отмечает регулятор. По его данным, доля таких займов подскочила в I квартале до 15% общего объема выдач МФО, за полгода она выросла в пять раз: в III квартале 2024 г. она была всего 3%. Чтобы остановить это, ЦБ ограничил банкам и МФО выдачу таких займов.
Ставку по ним ЦБ не раскрыл. В IV квартале, по его данным, полная стоимость потребительских микрозаймов с залогом превышала 82%, а их доля в выдачах физлицам была 8,5%.
До 2023 г. нецелевые кредиты под залог автомобилей почти не выдавались, отмечает ЦБ. Все изменилось, когда ЦБ начал бороться с кредитным бумом, охватившим россиян и банки. С конца 2022 г. зарплаты и доходы населения начали быстро расти, ключевая ставка до середины 2023 г. была 7,5%, и россияне так быстро набирали кредиты, что в начале прошлого года ЦБ даже включил рост долговой нагрузки граждан в список основных уязвимостей финансового сектора. Нынешний рост просрочки по кредитам населению – и потребительских, и ипотечных – он связывает с низким качеством кредитов, выданных в 2023 г. – первой половине 2024 г.
Чтобы остановить кредитную лихорадку, ЦБ стал повышать коэффициенты риска и ограничивать выдачи определенных типов розничных кредитов. Высокий коэффициент «съедает» у банка больше капитала, а макропруденциальные лимиты означают, что тот или иной тип кредитов не может превышать определенную долю в выдачах. Самые жесткие ограничения касались необеспеченных потребительских кредитов людям, уже обремененным долгами, которые тратят на обслуживание кредитов более 50% и даже 80% дохода (показатель долговой нагрузки, ПДН).
Доля выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов с ПДН более 50% снизилась с 61% в I квартале 2023 г. до 24% в I квартале 2025 г., радуется ЦБ. Но часть кредитов стала маскироваться под обеспеченные. Доля нецелевых кредитов под залог автомобилей в прошлом году возросла до 5–10% выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов, констатирует ЦБ: в связи с наличием залога такие кредиты не попадали под ограничения по необеспеченным потребкредитам, хотя по экономическим параметрам (полная стоимость кредита, уровень риска) соответствовали им.
Другая часть кредитов трансформировалась в микрозаймы. МФО, связанные с банками, растут быстрее других, а ставки по их займам в среднем на четверть ниже, отмечал регулятор. Поэтому в конце прошлого года он ввел ограничения и для МФО. Бо́льшая часть займов под залог автомобилей (58%) выдается гражданам с ПДН более 50%, отмечает ЦБ.
Поэтому на III квартал он ввел одинаковое ограничение для банков и МФО по целевым автокредитам и нецелевым потребкредитам под залог машин. Оно установлено с запасом для целевых автокредитов и не повлияет на возможность получить такой кредит для граждан, приобретающих автомобили, уверяет ЦБ. Доля выдач людям, которые тратят на обслуживание долгов больше 80% дохода, не должна превышать 5%, а с ПДН 50-80% – 20%.