Ниди Верма
НЬЮ ДЕЛИ/МОСКВА, 24 апр (Рейтер) - Сбербанк намерен выйти на рынок морского страхования российских грузов при поставках в Индию через свою дочернюю компанию Сбербанк Страхование вместе с двумя другими фирмами из РФ, сообщили два источника.
По их данным, министерство судоходства Индии находится на завершающей стадии одобрения заявок Сбербанк Страхования и частных компаний Югория и АСТК на аккредитацию в качестве поставщиков услуг страхования P&I для танкеров, заходящих в порты Индии.
Ни одна из этих компаний ранее не была известна как крупный поставщик таких услуг. Все три фирмы в основном специализируются на программах автомобильного, жилищного, медицинского и корпоративного страхования в России, согласно данным на их веб-сайтах.
Сбербанк отказался от комментариев. Представители компаний АСТК и Югория не ответили на запросы Рейтер.
Министерство судоходства и генеральный директорат судоходства Индии не ответили на запросы Рейтер.
Россия остается одним из крупнейших поставщиков нефти в Индию с 2023 года, поскольку европейские нефтеперерабатывающие заводы отказались от импорта энергоносителей из РФ на фоне западных санкций.
Индия не присоединилась к санкциям Запада в отношении российской нефти, но придерживается международных ограничений, таких как политика ценового потолка, которая допускает использование западных сервисов, включая страховку танкеров, перевозящих российскую нефть, только при её цене не выше $60 за баррель в порту отгрузки.
Более жесткие западные санкции и растущее внимание к цепочке поставок нефти из РФ, включая соблюдение ценового потолка, все больше затрудняют отгрузки российского сырья.
Страхование необходимо для морского транспорта, особенно при перевозке дорогих и экологически небезопасных нефтеналивных грузов.
Сбербанк располагает в Индии несколькими крупными представительствами, в том числе в столице страны Нью-Дели. Банк начал работать в Индии в 2010 году и набрал обороты, обрабатывая большую часть платежей за экспорт российских товаров в Индию.
Сбербанк открыл свое страховое отделение в Индии в 2014 году и, по словам трейдеров, не проявлял активности на рынке морского страхования. Согласно документам на сайте компании, условия страхования риска судовладельца были утверждены летом 2022 года.
Для сравнения: Ингосстрах, один из крупнейших поставщиков страхового покрытия P&I среди российских компаний, предоставляет P&I для судовладельцев уже несколько десятилетий.
Ранее в этом году Индия выдала разрешение страховой компании Согласие, которая не находится под санкциями США.
Индия при этом признает включенные в санкционный список США компании Альфастрахование, Согаз и Ингосстрах, а также ВСК Страхование, которая значатся в списке Великобритании.
Индия, третий по величине импортер нефти в мире, удовлетворяет около трети своих потребностей в сырье за счет поставок из РФ, являясь крупнейшим покупателем морских партий российской нефти.
Индийские нефтеперерабатывающие заводы приобретают российскую нефть на условиях доставки в порты, при этом продавцы вынуждены самостоятельно арендовать суда и решать вопросы страхования.
Индия также тщательно проверяет российское сырье на соответствие всем нормам доставки. Так, недавно индийские власти не разрешили судну с нефтью из РФ разгрузиться в порту из-за возраста танкера и проблем с документами.
(Репортеры Рейтер в МОСКВЕ, при участии Елены Фабричной)