В публицистику вернулись предсказания скорого краха экономики РФ из-за фатального обвала нефтяных цен и необходимости тратить последние резервы. Ведь Фонд национального благосостояния и без того уже почти иссяк.
От кармана до кармана
И в самом деле, цена барреля нефти Brent всего за год, с прошлогоднего апреля по нынешний, снизилась на добрых 20 долларов — с тогдашних 85-90 до теперешних 65-70 долларов. Это серьезный, хотя и не сокрушительный спад. Если рассуждать строго, то мы не знаем, какова фактическая выручка за среднестатистический баррель российской нефти. Это секрет. Но она явно снизилась. Цена барреля Urals, к которой привязано налогообложение, в последнее время держится вблизи 60 долларов.

А бюджет нынешнего года сверстан исходя из цены Urals $69,7. Поэтому нехватку доходов власти возмещают, продавая на рынке валюту или золото из Фонда национального благосостояния. Ликвидная часть этого Фонда, т. е. золото и валюта, составляла к началу апреля в рублевом эквиваленте 3,3 трлн. Это и в самом деле немного — всего 1,5% ВВП России.
Может ли этих запасов не хватить в 2025-м на закрытие вновь возникшей бюджетной дыры? Дальше мы увидим, что их вполне может и хватить. Но вообразим наихудшее — что добавочная дыра окажется больше, чем 3,3 трлн руб. Тогда начальство выполнит несложную бумажную процедуру: переведет часть госрезервов из-под управления Центробанка под управление Минфина.
Ликвидная часть ФНБ входит в состав так называемых международных резервов РФ. Общая сумма этих резервов в долларовом эквиваленте составляет сейчас $656 млрд и скорее растет, чем уменьшается. Половина этих резервов, как известно, заморожена, но и сохранившаяся у Путина часть явно больше $300 млрд.
Из них в ФНБ, которым управляет министр финансов Антон Силуанов, находятся около $40 млрд в долларовом эквиваленте, а оставшейся и гораздо большей частью резервов управляет председательница ЦБ Эльвира Набиуллина. И ничто не помешает вождю потрепать Центробанк и пополнить ФНБ, если этот фонд действительно «закончится». Это будет просто перекладыванием денег из одного путинского кармана в другой.
Хозяйственники прогнозов не боятся
Перейдем к более серьезным проблемам. Действительно ли российский режим живет нефтью?
Не совсем. На пике нефтезависимости, в начале 2010-х, примерно 50% доходов федерального бюджета РФ давали энергоносители. Но с тех пор их вес уменьшился. В 2024-м в общей сумме федеральных доходов (36,7 трлн руб.) поступления от нефти и газа составили 11,1 трлн руб, т. е. 30,1%.
В 2025-м начальство запланировало собрать чуть меньше — 10,9 трлн руб. В начале года недовыполнение этого плана было умеренным. За январь — март налоги на нефтегаз принесли казне 2,64 трлн руб — 29% от квартальных доходов бюджета (9,05 трлн руб.). Но в дальнейшем упавшие нефтецены будут поджимать доходы все сильнее.
Тем не менее, главным отклонением от нормы в первом квартале 2025-го оказались не доходы, а расходы. Они подскочили на 24,5% по сравнению с первым кварталом прошлого года, и из-за этого квартальный дефицит вышел непривычно большим — 2,17 трлн руб (больше 4% квартального ВВП). Не дешевизна нефти, а продолжающаяся война по-настоящему раскачивает российские финансы.
Хозяйственные менеджеры оповещают вождя о своей готовности работать в любых условиях и выполнять любые его приказы. На днях Министерство экономического развития переделало прогноз на этот год с целью показать, что знает о дешевизне нефти и что она не так уж его и пугает. По сравнению с прежним, сентябрьским, прогнозом там записано, что среднегодовая цена Urals будет не 69,7, а 56 долларов за баррель, что экспортная выручка составит не предполагавшиеся ранее 445 млрд долларов, а только 411 млрд долларов, и что обещанная победа над инфляцией в 2025-м опять не состоится.
И никаких намеков на уменьшение военного производства и урезку военных трат в прогнозе нет. Все будет так, как запланировал правитель, только подданные выплатят увеличенный против плана инфляционный налог и таким способом возместят начальству нефтегазовые убытки.
Кризис с добавкой парадокса
По сути, обновленный план Минэкономразвития созвучен так называемому рисковому сценарию его ведомственного противника, Центрального банка России. Этот заготовленный в прошлом году сценарий изображает приключения экономики РФ в случае мировой рецессии, торговой войны США с Китаем и всего прочего, что сейчас материализуется.
Разумеется, Центробанк, как и Минэкономразвития, обещает Путину справиться с ситуацией и не мешать никаким милитаристским начинаниям. Но он заходит дальше, живописуя хлопоты и заботы. Нефть в этом сценарии в первый же год кризиса падает сильнее, чем у Минэкономразвития, экспорт снижается аж до 278 млрд долларов, а цены взлетают еще увереннее.
Но, по большому счету, путинские менеджеры мыслят одинаково: обещают свести концы с концами, не покушаясь на военные траты и сугубо за счет подданных. Скорее всего, путинским управленцам это по силам. Но есть два обстоятельства, которые затрудняют им работу.
Во-первых, Россия входит в кризис не из процветания, а из упадка, который длится уже минимум год. Официальная статистика приукрашена, но даже казенные эксперты видят, что на подъеме только военные отрасли, а производство гражданских товаров и услуг стагнирует или уменьшается.
«В российской экономике сформировалась стагнация. В яркой форме она охватила потребление населения (в продажах непродовольственных товаров — спад), частные инвестиции (особенно в производственный аппарат) и экспорт товаров», — размышляет околоправительственная экспертная служба ЦМАКП.
А во-вторых, Россия не была бы Россией, если бы к стандартным проявлениям начинающегося кризиса не примешалось нечто парадоксальное. Вопреки экономической логике, падение цены на главный экспортный товар РФ сопровождается не ослаблением, а укреплением национальной валюты.
Недостаточно для краха
В начале этого года доллар стоил 113 руб, а в апреле — 81-85. Ситуация настолько странная, что госменеджеры решили пока ее не осмысливать. В упомянутый новейший прогноз Минэкономразвития заложен среднегодовой курс доллара 94,5 руб., т. е. в оставшиеся месяцы 2025-го доллар должен стоить в среднем 96 руб.
«В таких параметрах курса и цены на нефть дефицит федерального бюджета в 2025, при прочих равных, может быть на 2–2.5 трлн руб. шире против плана Минфина за счет недостающих нефтегазовых доходов», — посчитал телеграм-канал «Твердые цифры».
Сложим этот сверхплановый дефицит с уже запланированным (1,2 трлн руб) и получим 3,2-3,7 трлн руб. Это недалеко от тех дефицитов (3,2-3,5 трлн руб), которые фиксировались в три предыдущих военных года.
Но чтобы бюджет РФ уложился в такие цифры, должны быть выполнены три условия. Первое: нефтяная цена не упала еще ниже. А этого нельзя исключить. Второе: военные траты не вышли из берегов. А они уже начали выходить. И третье, главное: рубль достаточно быстро и уверенно обесценился. А то нефтегазовые доходы бюджета сократятся куда сильнее, чем заложено в план.
Поскольку соблюдение всех этих условий ничем не гарантировано, то нас не очень удивит, если в 2025-м дефицит будет рекордным и поднимется до четырех, пяти, а то и шести триллионов. Но и этого недостаточно для краха. Путиномика живуча. Она заточена под перманентное преодоление кризисов и довольно спокойно выдержит снижение нефтецен.
***
Конечно, неизбежен новый всплеск инфляции. Если рубль заупрямится и не упадет, то плеснет со стороны выросшего бюджетного дефицита. Его ведь закроют эмиссией, пусть даже и пышно названной расходованием средств из ФНБ. Если же рубль подчинится законам экономики и подешевеет, то сразу волной поднимутся цены на импортные товары, т. е. почти на все непродовольственное.
Жизнь среднего россиянина в этом году будет ухудшаться. Но РФ — лишь часть набирающего силу мирового кризиса. И она не самое непрочное в нем звено.