Два ушедших из правительства Кении чиновника обвиняют нынешнего президента Кении Уильяма Руто в отмывании денег российского олигарха через программу по посадке деревьев, запущенную им в декабре 2022 года. Программа является обязательством Кении в рамках борьбы с изменением климата в соответствии с Парижским соглашением и предполагает высадку 15 млрд деревьев к 2032 году. Сроки программы уже сорваны.
Уволенный вице-президент Кении Ригати Гачагуа назвал инициативу по посадке деревьев в Кении «схемой отмывания денег» с участием российских олигархов. Он поддержал обвинения бывшего министра общественных служб и экс-генпрокурора Джастина Мутури, который рассказал о давлении со стороны президента с целью подписания документов с российскими инвесторами на $1 млрд по программе посадки 3 млрд деревьев. Сделку президент Кении якобы просил провести мимо государственного казначейства и хотел избежать мер контроля и подотчетности, говорит Мутури. Последний обрушился с резкой критикой на главу государства, назвав его «абсолютно и неисправимо коррумпированным» и заявив, что тот «не подходит для занимаемой должности». В Кении беспокоятся, что часть средств могут вернуться российскому олигарху.
По словам Мутури, впервые с давлением он столкнулся во время климатического саммита COP28 в Дубае в декабре 2023 года. Тогда его якобы попросили подписать соглашение прямо в аэропорту, без ознакомления с документом. Мутури отказался, сославшись на нарушение процедур. Среди российских участников сделки, возможно, был владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин. Кенийский журналист Мванги Маина утверждает, что зафиксировал участие сотрудников государственной протокольной службы во встрече самолёта Мазепина и связывает его появление со сделкой по программе высадки деревьев. В компании Мазепина оперативно не ответили на запрос The Moscow Times по электронной почте.
«Уралкалий», подконтрольный Мазепину, долгие годы поставляет удобрения в Кению. После попадания под санкции в 2022 году у «Уралхима» в Евросоюзе застряли 262 тыс. тонн удобрений. Они частично были направлены в Кению через Всемирную продовольственную программу в апреле 2023 года, но из Европы их выпустили при условии безвозмездных поставок.
В июне 2024 года администрация Руто освободила инвестиции в программу посадки деревьев от проверок на предмет отмывания денег. У Кении нет своих лишних денег, но страна может расплачиваться углеродными кредитами, их Руто называл «золотым дном Африки» как один из ключевых источников дохода. Такой кредит помогает предприятиям не платить государству штрафы за выбросы выше определенного порога.