Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Папа повышенной неопределенности

Каким был покойный папа Франциск? Его взгляды по многим значимым политическим, социальным и даже этическим вопросам сложно описать в утвердительной, аффирмативной форме. Бывало, он говорил противоположные вещи по одной и той же теме с разницей в несколько недель. У пресс-службы Ватикана было много работы по интерпретации его слов и действий. И тем не менее этого папу очень любили.
Папа Франциск преставился ко Господу на Светлой седьмице
Папа Франциск преставился ко Господу на Светлой седьмице Социальные сети

И это было взаимно: папа Франциск любил людей и действовал часто ситуативно, исходя из этой любви здесь и сейчас. 

Кардинал Хорхе Марио Бергольо стал папой римским Франциском в 2013 году, когда в мире еще сохранялась иллюзия стабильности. Первый папа – неевропеец, с принципиально незападным складом ума и манерой поведения. Его тут же начали обвинять в популизме за театральность, с которой он привлекал внимание к социальным проблемам, и нарочитое упрощение ритуалов и быта. В отличие от предшественников, он, несмотря на возраст, принадлежал уже XXI веку и осознавал важность медиа, поэтому учитывал медийные следствия своих слов и дел.

Театральность и солидарность

В Великий четверг он не стал омывать ноги 12 специально отобранным католикам в одной из римских церквей, как делали понтифики до него, но поехал в центр временного содержания несовершеннолетних преступников и омыл ноги заключенным. Это был радикальный и довольно фундаменталистский жест — изъять ритуал из символического пространства, превратить его из метафоры в реальный факт, вернуть первоначальный, прямой смысл. С тех пор он омывал ноги и бездомным, и нелегальным мигрантам, и женщинам-заключенным. Во время одной из аудиенций папа обнял и поцеловал человека, больного нейрофиброматозом, который был покрыт гноящимися нарывами. Он ходил в трущобы и фавелы. Побывал на острове Лампедуза и почтил память беженцев, утонувших при попытках добраться до Европы по морю. Отказался жить в роскошной папской резиденции, ездить в бронированном папамобиле, сам носил свой чемодан и иногда летал рейсовыми самолетами. То, что казалось театральностью и даже лицемерием (в первой серии «Нового папы» режиссер Паоло Соррентино очень жестко пародировал Франциска именно за это), было его латиноамериканской натурой — импульсивность, энергичное сострадание, и гораздо более короткая, чем это принято в Европе, дистанция с людьми. 

Тогда казалось, что раз уж католицизм так сильно изменился — большинство верующих теперь живут за пределами западных стран, большинство священнических призваний тоже происходят в Азии, Африке, Латинской Америке, то не помешал бы папа, фокус которого смещен из Европы. И Франциск смотрел на мир из Аргентины. Это была повестка глобального юга, и первое место в ней занимала социальная справедливость, солидарность с бедными и обездоленными, но дальше в этом же пакете шел антиглобализм, антиамериканизм и непонимание европейского политического контекста. Проблематика европейского континента, прежде всего Восточной Европы была у папы Франциска в слепой зоне. Это не страстно любивший русскую культуру и ненавидевший коммунистические режимы польский папа Иоанн Павел II и даже не немец, участвовавший во Второй мировой, – папа Бенедикт XVI.

Франциск, конечно, был образован и знал историю, но она  не затрагивала его лично, он воспринимал ее через призму латиноамериканского опыта. 

Это привело к противоречивым словам и поступкам, когда началась большая война России с Украиной: агрессию папа осудил, назвал патриарха Кирилла «алтарником Путина», поцеловал украинский флаг из «города-мученика Бучи», ватиканские дипломаты занимались вызволением из плена украинцев, в том числе детей, но Франциск мог поставить вместе нести крест в процессии украинку и россиянку, предлагал украинцам поднять белый флаг, назвал российскую католическую молодежь «наследниками великой России», а Дарью Дугину невинной жертвой  — и получалось, что в своем стремлении к миру, к прекращению кровопролития он уравнивал стороны, жертву с агрессором. 

Франциск слыл «либеральным» папой, критики даже называли его «леваком», что отчасти было справедливо, учитывая, что две его энциклики были посвящены одна (Laudato si’) — экологии и ответственности человечества за тварный мир, а вторая (Fratelli Tutti) — социальным вопросам, среди которых общее благо, мир, осуждение любой войны. 

Его ответы на многие этические вызовы совпадали с позицией крайних консерваторов: он категорически отрицал аборты, называя их «преступлением» и «абсолютным злом», и эвтаназию, считая ее «крахом любви» и проявлением «культуры отбросов». 

«Кто я такой, чтобы судить?»

От него ждали решения по нескольким принципиальным болезненным темам  — инклюзии в отношении ЛГБТК+, разрешения разводов, а точнее повторных браков для католиков и причастия разведенных, частичной отмены обязательного целибата для духовенства, рукоположения женщин хотя бы в чин диаконисс, и жесткого наказания для духовенства, замешанного в сексуальных скандалах. И по медийной картинке все это почти произошло. Но не совсем. 

Когда в 2013 году один журналист спросил его о священниках-гомосексуалах, Франциск произнес знаменитую фразу «Если гей ищет Господа, то кто я такой, чтобы судить?». И неоднократно, отвечая на похожие вопросы, он говорил, что первично милосердное, уважительное отношение к достоинству человека: «Мы всегда должны учитывать личность. Здесь мы входим в тайну человеческого существа», а «быть гомосексуалом — не преступление».

Было принято официальное разрешение крестить трансгендерных людей. Но папа не отменил определение из катехизиса Католической церкви, что «гомосексуальные акты беззаконны» и неоднократно его цитировал, благословил референдум в Словакии против закона об однополых браках, инициированный правопопулистским движением «Альянс за семью».  В 2023 году ватиканская декастерия доктрины веры выпустила декларацию Fiducia Supplicans, в которой говорилось о теоретической возможности благословлять (не венчать!) однополые пары. Франциск, защищая этот документ, объяснял, что речь идет о благословении не самого союза, а конкретных людей, которые «попросили об этом вместе». 

Такая же история была с разводами. В апостольском послании Amoris laetitia в 2015 году после сессии Синода Католической церкви, посвященного проблемам семьи и брака, папа Франциск написал, что католики, вступающие в повторный брак, «должны быть более интегрированы в христианские общины», поскольку «никто не может быть приговорен навсегда». Он говорил, что епископы должны приблизить церковную практику к реальным жизненным ситуациям. Это было интерпретировано в медиа и запомнилось как разрешение разводов. Очень сложная процедура аннулирования церковного брака (это не развод в прямом смысле слова) и правда была незначительно упрощена, но не более того. Брачная дисциплина в католицизме осталась по-прежнему жесткой, а ответ на главный вопрос о допуске разведенных к причастию так и не был однозначно сформулирован. 

Папа реформировал курию и разрешил мирянам и даже женщинам занимать руководящие должности в структурах Ватикана. Одна монахиня — Симона Брамбилла возглавила Декастерию (министерство) по делам монашества, а другая — Раффаэлла Петрини стала губернаторкой Ватикана. Это очень высокие должности, но этих женщин всего две, они обе монахини, мирянок к управлению пока не допускают. И речь не идет о том, что в католицизме появится женское священство, что женщин смогут рукополагать хотя бы в сан диаконисс, как это было в раннем христианстве.  Папа Франциск не поддерживал эту идею, хотя в качестве министранток-алтарниц женщины могут участвовать в богослужениях.

Свобода и забота

Внятной прозрачной процедуры расследования и наказания духовенства, подозреваемого в педофилии, также не появилось. По-прежнему действует скорее тактика индивидуального подхода при минимальной публичности. 

«Священники должны быть отцами, а не старыми девами», — сказал Франциск, отвечая на вопрос о возможности отмены целибата. Это вызвало ажиотаж, но папа говорил о состоянии души и отношении к жизни. Запрет женатым людям быть священниками действует в католицизме с XII века – несмотря на то что после унии в XVI веке появились женатые католические священники — те, кто принадлежит к Греко-католической церкви, то есть, бывшей православной, византийской традиции. Папа Франциск признавал, что целибат — необязательный закон, что в католической церкви уже есть духовенство восточного обряда, которое имеет выбор перед рукоположением — жениться или принять целибат. Но он не считал, что даже частичная, в виде исключения, отмена целибата входит в приоритетные задачи и вообще имеет смысл, он сомневался, что она приведет к увеличению числа желающих стать священниками, и даже называл целибат «даром Церкви». 

Во всех ключевых темах папа Франциск оставил после себя неопределенность. Он изменил риторику и тональность Ватикана, но не правовые нормы и не катехизис. Он призывал и священников, и епископов на местах быть пастырями — заботиться о людях и решать все вопросы в духе любви, принятия человека, уважения, милосердия, и каждый день нести за это ответственность. Он раздвинул рамки свободы, но не дал готовых инструкций. 

Папа Франциск был против ясных, «черно-белых» решений, — в том числе потому, что Католическая церковь огромна, глобальна и ее епархии находятся в разных странах, а паства принадлежит к очень разным обществам и культурам. И он, будучи Папой периферии, как он сам себя называл, не только понимал это рационально, но и чувствовал.  Если немецкие епископы хотят либерального прогресса и умеют подвести под это солидную богословскую базу, то их соседи поляки консервативны, а их паства пассионарна в своих правых убеждениях. Для некоторых католических сообществ в Африке или в Азии однополые браки и разводы абсолютно неприемлемы даже на уровне гипотетического допущения — это основа их идентичности. То, что одним кажется недостаточно смелым, для других — скандал. Нужно балансировать в изменившемся поляризованном мире, где Европа больше не определяет норму и не составляет большинство, хотя по-прежнему имеет серьезное влияние. 

Почти все наследие папы Франциска — это его слова, его пример, изменения в воздухе. Лишь малая часть нормализована, оформлена в виде документов, что при строгом юридизме, присущем Католической церкви, делает его крайне уязвимым. Это очень хрупкое наследие.

От личности следующего папы зависит, обернется ли хрупкость силой.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку