Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Прокремлевские экономисты предупредили о надвигающемся кризисе в торговле непродовольственными товарами

У торговцев мало поводов для радости: издержки растут, а спрос и цены снижаются
У торговцев мало поводов для радости: издержки растут, а спрос и цены снижаются Артем Геодакян / ТАСС

Крепкий рубль, снижение спроса и цен на непродовольственные товары, закредитованность и растущие издержки торговых компаний могут привести к острому кризису в этом сегменте торговли, который может перекинуться и на «сопряженные отрасли», предупреждают эксперты близкого к властям аналитического центра ЦМАКП.

По данным Минэкономразвития, рост цен на непродовольственные товары (без бензина) остановился: с начала года они выросли на 0,64%, причем в марте – всего на 0,08%, а в первые две недели апреля снизились на 0,04%. Дмитрий Белоусов из ЦМАКП смотрит на изменение цен без учета нефтепродуктов и сигарет и заключает: «По непродовольственным товарам наблюдается усиливающаяся дефляция. За последние три недели цены по группе упали на 0,14%, за прошлые три на 0,1%. Факторами здесь выступает сочетание укрепления рубля в начале года и, главное, кризис спроса… во многом связанный с повышением ставок по потребительским кредитам».

Потребительское кредитование из-за высоких ставок и ограничений Центробанка сжалось осенью 2024 г. и с тех пор не восстановилось, портфели банков сокращаются уже семь месяцев, это самое продолжительное снижение в истории. Оно привело к уникальному падению продаж бытовой техники и электроники в первом квартале, отмечал Дмитрий Алексеев, совладелец и президент одного из крупнейших продавцов таких товаров, группы DNS: по его данным, продажи впервые сократились не в штуках, реальном выражении (с поправкой на инфляцию) или долларах, а в номинальных рублях – по предварительно оценке, на 15%. По его данным, обычно порядка 30% таких товаров продается в кредит, теперь всего 5%. Люди лишились возможности рефинансировать долги, задолженность по кредитам снижается, что давит на спрос, отмечает Белоусов.

Этому способствует и рост сбережений населения, добавляет он. По выражению Алексеева, бытовая техника проиграла депозитам: люди предпочитают положить деньги в банк и получать почти 2% дохода в месяц, а не покупать новый холодильник.

Наметился кризис сбыта и, соответственно, снижение цен на широкий круг технически сложных товаров длительного пользования: смартфоны (-2,4% и -2,5% в последние и прошлые три недели), телевизоры (-2% и -1,4%), электропылесосы (-0,81% и -0,62%), перечисляет Белоусов. Падение цен на автомобили меньше, но их продажи рухнули. За первый квартал новых легковушек продано на четверть меньше, чем годом ранее, а в марте падение достигло 46%. Гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что в случае с автомобилями ситуацию усугубила психология: люди ждут снижения цен из-за укрепления рубля и возвращения глобальных брендов. Многие ноутбуки, смартфоны и наушники в апреле подешевели на 10-20% по сравнению с январем-февралем, уверяют продавцы. С учетом курса рубля цены на бытовую технику выгодные, уверяет менеджер специализированной сети. Но покупателей это не прельщает.

«Интерес покупателей к приобретению крупной бытовой техники и телевизоров в последние месяцы также уменьшился, несмотря на укрепление рубля», – констатирует Центробанк. Он отмечает резкое торможение потребительской активности, прежде всего за счет непродовольственной розницы. Существенное падение продаж автомобилей в IV квартале 2024 – I квартале 2025 гг., падение спроса на товары для дома и ремонта в последние месяцы и слабый рост – на товары повседневного спроса в начале года, перечисляет он.

Спад спроса отмечают все продавцы непродовольственных товаров. Судя по их данным и статистике, покупатели откладывают не только дорогие покупки вроде автомобилей, бытовой техники и электроники или мебели, но и приобретение одежды или посуды. Нет полноценного весеннего ажиотажа и в магазинах товаров для дома, отмечает представитель сети гипермаркетов. «На Пасху была отличная выручка в продуктовых отделах, хорошо разошлись сувениры, ну а продукция основного ассортимента "подвисает", покупатели никак не выйдут из зимней спячки. Мебель вообще сильно «проседает», но даже на посуду сейчас особо не смотрят», – говорит он. Продажи мебели и стройматериалов сжимаются вслед за падением продаж новостроек после сокращения льготных ипотечных программ.

В последние три недели кризис сбыта стал распространяться на рынки обуви (падение цен на 0,68%), одежды и белья (-0,07%), продолжает Белоусов: «Пока не ясно, что перед нами – чисто сезонное удешевление после пика распродажи в самом начале теплого сезона – или более фундаментальный, скорее всего кризисный по своей природе процесс».

Его наблюдения подтверждает ритейлер из fashion-сети. При этом цены на одежду сейчас хорошие, считает он: курс закупки выгоднее, чем в прошлом году, закладывать свои возросшие издержки в цену продавцы не могут – это отпугнет и без того немногочисленных покупателей. «Поэтому, если посчитать инфляцию, одежда у нас стоит даже дешевле, чем в прошлом году», – уверен ритейлер. По данным Союза торговых центров, продажи одежды и обуви в первом квартале упали на 10% по сравнению с прошлым годом – и особенно сильным было падение в массовом сегменте, а по данным ресурса «Чек индекс», анализирующего данные с касс по всей России, продажи одежды и обуви в I квартале упали на 12% год к году в натуральном выражении, а медианная цена покупки выросла всего на 3% до 3435 руб.

Швейная промышленность уже на грани выживания из-за затянувшегося кризиса спроса, утверждает представитель одной из отраслевых ассоциаций, ситуация очень опасная как для ритейлеров, так и для производителей. По его оценкам, в марте-апреле около 60% компаний отрасли работали «в приличный минус». «Мы уже с прошлого года видим массовые закрытия швейных предприятий в стране. Думаю, в этом увидим и закрытие магазинов», – считает он.

Менеджеры двух торговых сетей оценивают снижение продаж к прошлому году в денежном выражении в январе-апреле примерно в 25%. «С учетом того, что себестоимость вещей и наши издержки существенно выросли, мы ушли в еще более глубокий минус», – признается один из них. «Очень тяжелое время», – говорит другой. Сначала теплые зима и осень «убили» спрос на дорогую зимнюю одежду и обувь и не дали заработать в осенне-зимний сезон, а теперь весной «спрос просто куда-то делся», говорит другой ритейлер. По его словам, новые коллекции продаются «недостаточно хорошо», чтобы улучшить положение торговых сетей.

Посещаемость непродовольственных магазинов в торгцентрах в Москве, по данным Mall Index снизилась за первые три месяца на 5%. Спрос ушел на маркетплейсы, считают в агентстве «Infoline-аналитика». Его гендиректор Михаил Бурмистров оценивает рост продаж одежды на Ozon в I квартале на 50% в денежном выражении, а на Wildberries — в 30%. Но и там не все гладко. Впечатляюще растут продажи самых дешевых позиций, на которые селлеры в маркетинговых целях выставляют минимальные цены, а в целом ситуация очень тревожная, экономика продаж плохая, продавцы теряют деньги, утверждает владелица нескольких магазинов на крупных маркетплейсах. Она тоже жалуется на «отсутствие нормального платежеспособного спроса»: «Очень много заказов, девочки и мамочки набирают горы дешевой одежды для примерки, 90% возвращают – слезы, что на этом можно заработать».

«Кризис сбыта уже не только "кредитных" технически сложных товаров длительного пользования (автомобили, бытовая электроника), но и по более широкому кругу товаров, в сочетании с ростом процентных платежей для торговых организаций, их платы за аренду и лизинг может сделать торговлю – как традиционные ее формы, так и маркетплейсы – зоной весьма серьезного кризиса», – заключает Белоусов.

Это показывают и проводимые Центробанком опросы предприятий, а также рассчитываемый на их основе индикатор бизнес-климата (ИБК). В розничной торговле он по-прежнему высок: как текущие оценки, так и ожидания (в опросах объединены продовольственная и непродовольственная розница). Однако в марте – апреле ритейлеры заметно ухудшили оценки спроса по сравнению с февралем и в I квартале назвали слабый спрос главным фактором, сдерживающим увеличение производства, отмечает ЦБ. Его выбрали 46%, почти столько же (45%) отметили рост цен, на третьем месте с большим отрывом (25%) – ужесточение условий кредитования.

Компании и отрасли, которые нуждаются в дополнительном финансировании и не имеют надежных источников оборотного капитала, могут оказаться в уязвимом положении, предупреждает управляющий директор по макроэкономическому анализу «Эксперт РА» Антон Табах. Первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин отмечал, что при нынешних ставках предприятия идут в банк за оборотным капиталом. В розничной торговле рентабельность оборотного капитала еще осенью 2024 г. опустилась ниже ставок по кредитам, показывал анализ ЦМАКП (в нем тоже учитывалась вся розница, включая продовольственную). Предприятия торговли чаще других отраслей называли низкую рентабельность среди факторов, ограничивающих инвестиционную активность – на это указали 23%. Главная же проблема отрасли (59%) – высокая неопределенность, далее идет слабый спрос (27%).

Ожидания компаний по потребительскому спросу в целом на 2025 г. сдержанные, в том числе – у ритейлеров в непродовольственном сегменте, констатирует ЦБ. Возможность повысить продажи они видят при снижении ставок, но, по оценкам большинства банков, в ближайшие месяцы спрос на потребительские кредиты останется низким или продолжит снижаться, продолжает он. Подходит к концу и гонка зарплат, которая последние два года обеспечивавшая значительную часть роста доходов населения, а с ними спроса и продаж. Компании ожидают, что в 2025 г. увеличение фонда оплаты труда будет более сдержанным, чем в 2024 г. – таким образом, «в конце 2024 г. сформировались предпосылки для охлаждения роста потребления, которые продолжили развиваться и в начале 2025 г.», заключает ЦБ.

Торговля – одна из отраслей, в которых зафиксировано наиболее заметное снижение загрузки мощностей (стройка, торговля, логистика). Кризис в торговле может распространиться и на связанные с ней отрасли, например вызвать проблемы в строительстве торговых и офисных помещений, и вообще сильно затормозить экономику, опасаются аналитики ЦМАКП. Последнее время основной вклад в экономический рост вносили промышленность и торговля, которая, оказавшись в фокусе проблем, скоро может превратиться из драйвера экономики в ее тормоз.

«Этот год переживут далеко не все продавцы», – говорил The Moscow Times менеджер федеральной сети бытовой электроники и техники. В таком духе высказываются многие. Такого не было за все годы ведения бизнеса, сходятся во мнении Алексеев из DNS и Целиков из «Автостата». «Нехорошая ситуация», – соглашается менеджер сети бытовой техники. Но за последние годы столько всего случилось, что бизнес привык жить по принципу «прорвемся как-нибудь», так что его компания пытается максимально оптимизировать издержки, повысить эффективность продаж и пережить этот период, дотянуть до восстановления спроса.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку