На российский автомобильный рынок надвигается «идеальный шторм». Несмотря на господдержку и ограничение импорта, «АвтоВАЗ» по итогам апреля ожидает 30% падение продаж Lada по сравнению с прошлогодними, признался президент автоконцерна Максим Соколов. Общее же падение российского рынка новых автомобилей он оценивает в 50%.
Гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков называет ситуацию уникальной. Мало того, что у производителей и продавцов автомобилей проблемы с инвестициями и оборотными средствами из-за высоких ставок по кредитам, так еще и спрос впервые в истории «съежился» не из-за экономических шоков, а «на уровне психологии», объясняет он, и пока непонятно, как долго это продлится. Если надолго, то половине дилеров придется закрываться – они уже работают в убыток, сходятся во мнении торговцы автомобилями.
По словам Соколова, за апрель Lada продаст в лучшем случае около 30 000 автомобилей. Это, как и в марте, будет на 33% ниже уровня прошлого года. «Мы видим, как динамично снижается спрос: на наши автомобили - примерно на треть, на рынке в целом – почти на 50%, с учетом и "АвтоВАЗа" в том числе. Если рынок "очистить" от "АвтоВАЗа", падение будет еще глубже - под 60% и более <...> это уже создает определенные трудности в работе отечественного автопрома», – сказал Соколов. Целиков выражается более прямо: на российском автомобильном рынке сложились условия для «идеального шторма».
Сейчас рынок расплачивается за опережающий спрос прошлого года. На фоне пролоббированного «Автовазом» подъема утильсбора на 70% и более с 1 октября 2024 г. многие спешили купить машину до повышения цен. В итоге за прошлый год в стране было продано 1,57 млн автомобилей – на 150-200 тыс. больше прогнозов. Кроме того, высокие кредитные ставки «работают в два конца», продолжает Целиков: покупать машину в кредит дорого, а держать деньги на депозите выгодно – это отбивает желание делать дорогие покупки. Кроме того, продолжает Целиков, потенциальные покупатели перешли в режим ожидания возврата глобальных брендов, подогреваемый новостями – вроде той, что Kia вернула российский рынок в свой план продаж. Мартовский опрос «Автостата» и Auto Mail показал, что около 25% автовладельцев, планировавших приобрести автомобиль в этом году, отложили покупку именно из-за таких надежд.
Против авторынка играет укрепление рубля: люди ждут что вслед за долларом, евро и юанем пойдут вниз и цены на автомобили, и поэтому откладывают покупки, объясняет Целиков. Наконец, на дилеров и импортеров «давят» огромные запасы нераспроданных стоков автомобилей 2024 года выпуска и заставляют устраивать распродажи и другие акции, заключает Целиков. В результате цены понемногу снижаются, образуя замкнутый круг. «Мысль покупателя – а вдруг будет еще дешевле?», – описывает Целиков.
Импорт новых автомобилей рухнул в I квартале на 66% до менее чем 72 000 машин, но стоки сокращаются крайне медленно: дилеры с начала года распродают в основном автомобили 2024, а порой и 2023 года выпуска. По оценке «Автостата», на начало года на складах было около 500 000 автомобилей — практически полугодовой объем продаж, а сейчас они составляют 370-400 тыс.
Возможно, люди устанут ждать и отложенный спрос выплеснется на рынок летом, когда стоки снизятся и скидки сократятся, предполагает Целиков, но совершенно не обязательно, что это произойдет. Опросы предприятий, проводимые Центробанком, показывают, что у торговцев транспортными средствами хуже всех оценивают спрос и перспективы продаж.
Дилеры признаются, что держатся из последних сил и не все дотянут до восстановления спроса. «Или надо резко снижать ставку, или 50% дилерских предприятий закрывать», – категоричен один из них. Он, а также несколько его коллег, жалуются на китайских производителей, которые не желают «трезво оценить ситуацию» и настойчиво требуют роста продаж. Представитель премиальной китайской марки Hoongqi на конференции ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) на прошлой неделе сказал так: «Мы считаем, что можно продать в этом году 12 000 автомобилей, действующие дилеры обещают продать 8000 – значит, будем искать новых дилеров», – жалуется один из участников мероприятия.
Многие бренды проще не продавать, чем продавать, потому что каждая проданная машина приносит убыток, отметил экс-президент РОАД, а теперь независимый аналитик автомобильного рынка Олег Мосеев. Только на прошлой неделе, по его данным, как минимум пять китайских брендов увеличили скидки. Например Haval снизил цены на свои автомобили на 50 000-100 000 рублей в зависимости от модели.
Высокие ставки обнулили рентабельность дилерского бизнеса, говорил в конце прошлого года Андрей Игнатенко из «Авилона», и, если ставка не снизится, вскоре на авторынке начнутся банкротства. О том же предупреждал Роман Слуцкий из «Аларм-Моторс».
Закредитованы и автопроизводители. «АвтоВАЗ» в прошлом году при поддержке государства сократил задолженность на 37 млрд руб., но к концу года оставалось около 100 миллиардов. При нынешних ставках расходы концерна на обслуживание кредитов вырастут примерно до 20 млрд руб., оценивал глава Минпромторга Антон Алиханов.
Соколов считает, что в этой ситуации необходимо усилить «господдержку спроса». По его словам, «АвтоВАЗ» предлагает, в частности, возобновить работу программы по субсидированию скидок при покупке в кредит автомобилей семьями, и он надеется, что эта мера будет принята до конца апреля. Господдержка помогла отрасли выбраться из кризиса 2008-2009 гг., вспоминает Целиков.
Вопрос, будут ли у государства ресурсы на такую поддержку. Новый прогноз Минэкономразвития предполагает, что в этом году цена на нефть окажется $56 за баррель, и государству для затыкания бюджетных дыр придется брать средства из Фонда национального благосостояния.