Торговля с Китаем, ставшая ключевым двигателем российской экономики после вторжения в Украину, в 2025 году испытала первый с начала войны заметный спад.
По итогам первого квартала товарооборот РФ и КНР снизился на 7%, до $53,2 млрд - самого низкого уровня с апреля-июня 2022 года, следует из данных китайской таможенной статистики.
Закупки Китаем российских углеводородов, на которые приходится три четверти всего экспорта из РФ в КНР и почти половина всей двусторонней торговли, сократились на 16% — до $20,2 млрд.
Поставки китайских товаров на российский рынок уменьшились на 7%, до $22,7 млрд. При этом пик спада пришелся на февраль, когда импорт составил лишь $5,8 млрд и стал самым низким с июня 2022 года.
Российские импортеры китайской электроники и бытовой техники снижают закупки, поскольку экономика замедляется, а спрос падает, рассказали The Moscow Times представители крупных розничных сетей.
Резкое повышение ставок по потребительским займам, которые достигли почти 40% годовых, отбило у россиян охоту покупать гаджеты в кредит, а «заморозка» корпоративного кредитования оставила без оборотных средств ритейлеров и поставщиков, которым не на что закупать технику.
Продажи бытовой техники начали сокращаться еще в прошлом году, особенно во втором полугодии, когда стали ужесточаться условия по кредитам и подниматься ставки — уже тогда продавцы стали закрывать неэффективные магазины, в этом году сокращение продаж усиливается, рассказал источник в крупной розничной сети.
По словам собеседников The Moscow Times, покупатели уже к лету могут столкнуться с сокращением ассортимента. «Из-за снижения спроса и нехватки оборотных средств у продавцов на новые закупки, мы сократили импорт бытовой техники и электроники из Китая в первые три месяца на 30%, идут закупки только самых массовых позиций», — объясняет сотрудник внешнеторговой компании.
Другой поставщик техники говорит, что в этом году тоже ввозит примерно на 25% меньше техники, чем в прошлом. По его мнению, на ассортименте российских магазинов такая ситуация отразится к лету, когда ритейлеры распродадут накопившиеся на складах стоки.
«А дальше судьба рынка во многом зависит от того, когда ЦБ перестанет охлаждать экономику высокими ставками», — заключает он.