Европейская программа военной помощи Украине предусматривает наращивание вложений в местное производство вооружений. Это выгоднее, говорят европейские и украинские чиновники, чем поставлять западное оружие Киеву. В апреле он получил крупнейшую сумму, предназначенную специально для выпуска собственных артиллерийских систем, – 1 млрд евро.
Все больше стран рассматривают возможность инвестиций в оборонную промышленность Украины вместо поставок оружия, поскольку их запасы в Европе сокращаются после трех лет снабжения Киева, рассказал The Washington Post (WaPo) европейский чиновник. «Во-первых, это дешевле, – пояснила посол ЕС в Украине Катарина Матернова. – Во-вторых, быстрее. В-третьих, сокращаются транспортные и логистические расходы и время. В-четвертых, это помогает экономике [Украины] расти.
В рамках масштабного плана по перевооружению, который в этом году приняли в Евросоюзе, Европейская комиссия выделит кредиты на 150 млрд евро с целью обеспечить быстрые совместные закупки и производство вооружений. Приоритет будет отдаваться продукции из стран ЕС, Норвегии и Украины. Новые финансовые возможности позволят странам ЕС инвестировать в производство оружия в Украине или объединяться с местными компаниями, чтобы обеспечить интеграцию украинского ВПК с европейским, заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Недавно ЕС объявил о перечислении Украине 1 млрд евро на производство гаубиц в рамках выплаты в течение года 20 млрд евро, обеспеченных будущими доходами от замороженных российских активов. Страна уже наладила производство как самоходных, так и буксируемых гаубиц «Богдана» – первых, имеющих натовский калибр 155 мм; их дальность стрельбы составляет 40 км. Более 85% компонентов выпускается на местных предприятиях, к концу года эта цифра должна достичь 95%, говорит Арсен Жумадилов, в начале марта возглавивший Агентство оборонных закупок Министерства обороны Украины.
По его словам, масштабы местного производства не имеют аналогов в Европе: благодаря сотрудничеству с европейскими партнерами месячный выпуск вырос с шести гаубиц в 2023 г. до 20 в 2025 г. Это важно, потому что «есть прямая и тесная связь между нашей боеспособностью и безопасностью Европы», говорит Жумадилов: «Если Украина падет, Европа не сможет противостоять русским так же хорошо, как мы».
Европейский чиновник отметил в разговоре с WaPo:
Это беспроигрышный вариант. Для нас это дешевле, а им нужно производить. И украинцы многому нас учат.
Украинские вооруженные силы использует западные вооружения эффективнее, чем сами западные страны, говорит научный сотрудник Центра анализа европейской политики Нико Ланге, ранее работавший в Министерстве обороны Германии: «Стратегическая интеграция украинского оборонного сектора с европейским поможет обеспечить безопасность Европы в целом».