Здравствуйте, дорогие, Христос воскресе!
Вот мы и вошли в праздник Пасхи, пройдя через Страстную седмицу, и когда приходят эти страшные дни — Великий четверг, Великая пятница — хочется прожить их побыстрее. Но каждый из нас знает по своему опыту, что чем глубже мы переживаем мрак и ужас этих дней, тем ярче свет, который ждет нас в конце пути.
Особенность евангельского повествования в том, что мы, понимаем или нет, осознанно или неосознанно, мы не просто зрители или слушатели — мы соучастниками событий, которые вспоминаем в Страстную седмицу. И когда мы читаем о людях, которые принимали участие в заговоре, аресте, суде, пытках и казни Спасителя, мы понимаем, что ни у кого из них не было ощущения, что они совершают преступление.
У каждого была своя причина, у каждого было свое оправдание: редко кому нравится, когда мутят воду, когда раскачивают лодку, когда ставят под вопрос существующие правила и авторитеты. Мотивация этих людей была во многом, говоря современным языком, патриотической.
Они говорят, «Если оставим его так, то все уверуют в него, и придут римляне, и овладеют и местом нашим и народом». И тогда Каиафа, первосвященник говорит: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».
Николай Бердяев пишет, что государство и власть, принимая решение об убийстве или о казни человека, всегда исходят из этой логики и из этого принципа, и тогда на них ложится Каинова печать, тогда они становятся соучастниками Богоубийства. И еще мы видим в Евангелии что-то странное и удивительное, когда люди, которые этим принципом объединены, они, может быть, будучи друг другу и не симпатичны, но становятся друг другу понятны, и между ними возникает какое-то странное притяжение. Евангелие говорит: «Сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом».
А потом приходит время предательства Иуды. Предательство — слово, которое, как и многие другие слова сегодня, обесценилось, потому что в предательстве сейчас обвиняют друг друга, наверное, почти все.
Одни говорят: «Вы предали Родину».
Другие говорят: «Нет, это вы, действуя от имени Родины, предали тех людей, которые считали вас своими братьями, сестрами, своими друзьями, тех, кто стал вынужденным политэмигрантом и политзаключенным».
Давайте попробуем все-таки разобраться, что такое предательство в Евангелии, с чего начинается и чем завершается. А начинается оно с того, что за Спасителя назначается цена, что его жизнь оценивается в денежную сумму. То есть предательство человека совершается тогда, когда его жизнь подвергается тарификации, как куриц продают в магазине: ножка стоит столько-то, крылышко стоит столько-то, тушка стоит столько-то. Так и сегодня: увечье человека — одна сумма, а гибель — другая. Именно об этом говорит анонимный альбом «Вой на войне», который сейчас уже размещен, кажется, на всех платформах и который я вам всем рекомендую послушать:
Пушечное мясо — лимон за кусок,
Ценник не низок и не высок.
Рясу благословляющего к волоску волосок
Всю пропитал крови наемный сок.
Тридцать сребреников брошены, что с того?
Нам не впервой распинать его.
Что ж, повоюем, повздорим, братья.
Холмы и долины украсят распятия.
Мы ж христиане, держава наша
С каждым крестом хорошей и краше.
Завершается предательство Спасителя поцелуем в Гефсиманском саду. Образ, который для меня долгое время был непонятен. Ну, казалось бы, хочешь ты, чтобы человека арестовали, ну что ж, ну напиши донос, покажи на него пальцем. Но зачем целовать, зачем изображать любовь к этому человеку? А потом этот образ стал для меня понятнее, и сегодня он выглядит приблизительно так:
«Мы вас любим, и из любви к вам мы будем делать так, чтобы вы становились беженцами, чтобы ваши дети становились сиротами, чтобы сгорали ваши дома, чтобы пустыми оказались ваши города, но это не потому, что мы желаем вам зла.
Мы вас любим, мы желаем вам блага, мы просто знаем, что для вас хорошо, а что для вас плохо, ведь мы вас любим!»
Вот, мне кажется, так выглядит сегодняшний поцелуй Иуды.
А затем приходит время суда Пилата. Пилат — человек неглупый, и он, конечно, понимает, что Иисус не совершил никакого преступления, тем более такого, которое заслуживало бы казни. Но ведь нужно быть лояльным системе, потому что, как говорит Евангелие, «всякий, делающий себя царем, есть враг кесарю», а как, находясь внутри системы, идти против нее, а самое главное, зачем? И вот Пилат спрашивает: «Что есть истина?». И это снова знакомые слова. Разве мы не слышим вокруг себя людей, которые говорят: «Слушайте, ну какая правда? У каждого правда своя, и всей правды до конца мы не узнаем».
И вот, Христос распинается, и после его казни, казалось бы, все закончилось, все завершилось, и с теми, кто оказывается рядом, происходит что-то, что происходит с нами, когда мы смотрим кино: фильм закончился, пошли титры, и понятно, что продолжения уже не будет.
Но происходит что-то необычное, необъяснимое. Несколько женщин идут рано утром ко гробу для того, чтобы помазать мертвое тело, и они знают, что они не смогут войти во гроб. Они знают, что он завален тяжелым камнем, они знают, что гроб под охраной, а что несколько женщин могут сделать против вооруженных солдат, против полиции? Они идут наперекор всем представлениям о том, что возможно или невозможно, что оправдано, а что не оправдано. Вопреки всей безнадежности, отчаянию, мраку, они идут вперед, и они становятся первыми свидетельницами Воскресения Христова.
До конца я сам не понимаю, как это работает, но я верю в то, что эта история не придумана, и поэтому я хочу обратиться каждому из вас и сказать: не останавливайтесь, не отчаивайтесь, не сдавайтесь, идите вперед, даже если вам кажется, что нет никакой надежды, если вам кажется, что нет никакого смысла, если вам кажется, что зло уже победило добро, и никакого света впереди не будет, все равно идите! И пусть образ жен-мироносиц вас вдохновит, пусть он вас сопровождает с тем, чтобы и вы, каждый из вас, как и они, достигли радости и света Воскресения Христова.
Христос воскресе!