Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россияне со сбережениями испугались ускорения инфляции из-за пошлин Трампа

Эльвира Набиуллина успокаивала: ЦБ знает, что делать в случае обвала цен на нефть. Такой сценарий мог напугать людей
Эльвира Набиуллина успокаивала: ЦБ знает, что делать в случае обвала цен на нефть. Такой сценарий мог напугать людей duma.gov.ru

Инфляционные ожидания населения в апреле неожиданно выросли с 12,9% до 13,1%, несмотря на замедление инфляции, показал опрос фонда «Общественное мнение», на который традиционно ориентируется Центробанк. Их поведение важно, в частности, тем, что ЦБ послал четкий сигнал: он будет принимать решение по ставке, исходя из скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий.

При этом россияне вроде бы ощутили замедление роста цен: наблюдаемая инфляция (медиана ответов на вопрос о росте цен за последний год) заметно снизилась – с 16,5%, где она находилась первые три месяца, до 15,9%. Поэтому рост ожиданий удивил экспертов. Аналитики Промсвязьбанка называют его неожиданным. Возможно, дело в острой реакции людей, у которых есть сбережения, на развязанную Дональдом Трампом тарифную войну: фондовый рынок рухнул, нефть подешевела, породив опасения обвала рубля и общего повышения цен на импортные товары могли усилить инфляционные ожидания этой категории. «Нервишки шалят», – иронизирует экономист Дмитрий Полевой.

Люди без сбережений традиционно выше оценивают темпы роста цен: в этой группе и наблюдаемая инфляция, и инфляционные ожидания выше, чем у людей со сбережениями. В частности, в их структуре расходов больше доля еды и ЖКХ, и они острее ощущают рост цен на продукты, которые последний год дорожают наиболее быстро. В апреле в этой группе ситуация заметно улучшилась: ощущаемая людьми без сбережений инфляция снизилась с 18,8% до 17,4%, а ожидания – с 15,1% до 13,9%.

У россиян со сбережениями все было наоборот. Наблюдаемая ими инфляция выросла с 13,6% до 14,2%, а ожидаемая – с 11% до 12,4%. При этом доля людей, у которых есть сбережения, стала чуть больше: 38% против 37% в марте. И хотя у большинства россиян (58% в апреле) нет сбережений, настроения остальных ухудшились настолько сильно, что это перевесило и обеспечило рост общих инфляционных ожиданий.

Полевой предполагает, что такая реакция людей со сбережениями вызвана тем, что опрос проводился 2-11 апреля, в разгар тарифного хаоса. Похожее объяснение «достаточно странной» динамики и у экономиста Егора Сусина: «Такой резкий рост [инфляционных ожиданий] редкость для данной категории и, вероятно, связан с опасениями падения цен на нефть и ослабления рубля на фоне роста неопределенности в мировой экономике».

Ситуацию мог усугубить Центробанк. Председатель Эльвира Набиуллина заверила, что ЦБ готов ко всему, и на случай обострения торговой войны и падения цен на нефть у него предусмотрен рисковый сценарий. Вряд ли это успокоило людей: в такой сценарии ВВП и, скорее всего рубль, падают, инфляция ускоряется, ключевая ставка повышается. «У нас же глава ЦБ комментировала это все в терминах рискового сценария, где рисовался коллапс на рынках, обвал нефти и [ключевая] ставка 25-27%. Тогда же с новой силой аналитики начали прогнозировать неизбежный коллапс рубля», – пишет Полевой. К тому же на опросной неделе (по 7 апреля) инфляция резко ускорилась, в том числе из-за позиций, связанных с отпуском (транспорт, гостиницы), а это затрагивает больше людей со сбережениями, добавляет он.

При этом в некоторых категориях, важных для людей без сбережений, рост цен, наоборот, замедлился или они даже снизились. Аналитики Газпромбанка отмечают ослабление ценового давления со стороны товаров-маркеров: «Цены на мясо перешли к снижению, на овощи – усилили спад, некоторые импортные электронные товары (смартфоны) стали дешеветь быстрее». Но то, что рубль перестал укрепляться, сыграло на повышение инфляционных ожиданий.

Полевой считает, что если его гипотеза верна и дело в реакции на последствия тарифной войны, то апрельский рост инфляционных не несет большой проблемы: масштабы повышения невелики, а сами ожидания остаются на минимуме с сентября. Но это скажется на действиях ЦБ, уверен Полевой и другие аналитики: смягчение политики откладывается. Снижения ставки никто не ждал, ему обычно предшествует смягчение сигнала. Многие надеялись на это на ближайшем заседании 25 апреля.

ЦБ неоднократно подчеркивал, что смягчение политики возможно только при устойчивом снижении инфляционных ожиданий, напоминают аналитики Промсвязьбанка: «Вышедшие данные ставят под сомнение смягчение сигнала ЦБ в отношении кредитно-денежной политики в пятницу». Невнятная динамика инфляционных ожиданий будет еще одним доводом в пользу консерватизма ЦБ, полагают аналитики Газпромбанка. ЦБ будет осторожным, более нейтрального сигнала от него пока вряд ли услышим, заключает Полевой.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку