*
РФ ждет возвращения западных компаний, но на рыночных условиях
*
Занять прежние ниши иностранцам будет сложно
*
Переговоры идут, но пока никаких сделок, говорят источники
Елена Фабричная, Глеб Столяров, Александр Мэрроу
МОСКВА/ЛОНДОН, 17 апр (Рейтер) - Спустя три месяца после возвращения в Белый дом президента США Дональда Трампа, который обещал быстрое прекращение конфликта на Украине и вызвал всплеск волнений по поводу того, что западные компании могут вернуться в Россию, наступила отрезвляющая реальность.
Москва возводит барьеры для повторного входа тысяч иностранных компаний, которые с начала 2022 года прекратили деятельность или продали российские активы.
Западные компании, стремящиеся вернуться на рынок РФ, сталкиваются с трудными переговорами, бюрократией и репутационными рисками, сказали 12 человек с розничного, автомобильного и финансового рынков России.
Компании, включая McDonald's, Henkel и Hyundai Motor, покидая Россию заключали опционы об обратном выкупе своего бизнеса при возвращении, но реализовать их будет сложно, поскольку правительство стремится сохранить контроль над стратегическими секторами и защищать отечественный бизнес.
«Опционы заключали стороны сделки... Мы не можем пересмотреть условия, на которых стороны договорились, но можем предъявить дополнительные требования для того, чтобы они их реализовали», - сказал Алексей Яковлев, глава департамента финансовой политики Минфина РФ в начале апреля.
«Здесь нужно будет смотреть на то, на каких условиях заключался опцион, соответствовал ли он подходам, которые предъявлялись подкомиссией, и в зависимости от этого будет уже приниматься решение», - добавил он.
По данным консультантов, опцион на выкуп бизнеса был предусмотрен в 21% сделок с иностранными компаниями, решившими продать свои активы в России. При этом, цена обратного выкупа по опциону определялась по рыночной оценке лишь в 33% сделок, в которых он предусмотрен.
ЦЕНА ВОПРОСА
Минфин РФ готовит проект документа с критериями для возвращения иностранных компаний, и среди базовых ценовых требований к ним будет возврат на рыночных условиях, что подразумевает отмену возвращения по ценам 2022 года.
«Опционы были действительно, но в какой-то момент появилось ограничение по сроку действия этих опционов. Двухгодичный срок. И этот срок по многим опционам уже истекает», - сказал юрист, консультировавший иностранцев.
Правительственная комиссия только в середине 2023 года ограничила срок действия таких опционов двумя годами, а у тех компаний, что ушли из России в 2022 году, срок мог быть больше.
Российские компании, заполнившие ниши, освобожденные ушедшими конкурентами, просят правительство затруднить возвращение иностранного бизнеса, говорят источники.
«Государство учло просьбы отечественного бизнеса и создает искусственные препятствия», - сказал один из них.
Бизнес также лоббирует отмену опционов на уровне закона, хотя потребовавший от правительства не допустить обратный выкуп компаний по низким ценам президент РФ Владимир Путин говорил об индивидуальном подходе к каждому вернувшемуся иностранцу.
Законодательная отмена опционов повлечет волну частных судебных и арбитражных споров, говорит советник FTL Advisers Екатерина Дроздова.
«Высока вероятность обращения иностранных инвесторов в международные инвестиционные арбитражи. Отмена государством в одностороннем порядке договорных обязательств, закрепленных в инвестиционных соглашениях или даже в рамках обычного гражданского законодательства, может быть расценена как нарушение обязательств по защите инвестиций», - сказала Дроздова.
Минфин сообщил, что вернувшиеся иностранные компании должны будут инвестировать в местное производство, исследования и разработки, а также делиться технологиями.
Переговоры ведутся, сказал источник в корпоративном секторе, работающий с Россией, но нет никаких условных списков, не говоря уже о сделках. Компании, которые ушли в 2022 году, не вернутся в ближайшее время, добавил он.
Министерство финансов и Центральный банк сообщили, что ни одна иностранная компания пока не подавала заявки на возвращение.
РЫНОК ИЗМЕНИЛСЯ
Крупнейший российский автопроизводитель Автоваз сообщил, что Renault столкнулся с необходимостью выплатить не менее 112,5 миллиарда рублей ($1,37 миллиарда) для покрытия инвестиций, сделанных с тех пор, как французский автопроизводитель продал свой контрольный пакет акций всего за один рубль в 2022 году.
Как и многие другие, Renault сообщила, что не планирует возвращаться в краткосрочной перспективе. Даже если бы это произошло, высокая стоимость входа на рынок была бы лишь одним из соображений.
Китайские компании сейчас доминируют на автомобильном рынке РФ с долей более 50% по сравнению с менее чем 10% до 2022 года, что практически закрывает двери для западных конкурентов, сообщили Рейтер четыре источника на данном рынке. Без местного производства и доступа к государственным субсидиям такие компании, как Mercedes-Benz, Nissan и Volkswagen, не смогли бы конкурировать по цене, добавили они.
«Им очень трудно теперь будет вернуться, рынок уже занят, китайскими машинами и Автовазом, цены надо будет теперь очень низкие предлагать», - сказал Рейтер один из автодилеров.
«Рынок изменился», - сказал Алексей Подщеколдин, президент ассоциации Российские автомобильные дилеры.
«Нужно предложить автомобили по цене точно не больше, но и такого же качества. Тогда удастся за счет репутации. Но, учитывая (богатую) комплектацию китайских автомобилей, не знаю, удастся ли это европейцам», - добавил он.
«В массовом сегменте без отмены утильсбора и без сборки в России цена будет неконкурентоспособной. Никто не пересядет, никто не будет платить намного больше за западную машину», - сказал источник на авторынке.
Западные производители настроены очень пессимистично в отношении возвращения, сказал еще один источник в автомобильной отрасли.
Если они примут решение о возвращении сегодня, то с учетом того, что надо «оформлять много бумажек и проводить сертификации», вернуться получилось бы в лучшем случае к началу 2027 года, добавил он.
РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК
Для известных потребительских брендов существует и репутационный риск возобновления операций в России, сказали четыре источника, работающие на рынке торговли предметами роскоши.
В отличие от автомобильного сектора, Россия не смогла заменить люксовые бренды, и многие магазины в центре Москвы пустуют, поскольку немногочисленные местные игроки не могут позволить себе высокую арендную плату, сказали три источника, каждый из которых в прошлом работал с европейским люксовым гигантом LVMH.
Хотя некоторые модные бренды остаются, основные игроки от Inditex и H&M до LVMH и Chanel либо продали активы, либо прекратили деятельность.
Если бренды вернутся, сообщили два источника, они, скорее всего, будут искать меньшее присутствие, более скромные торговые площади и прямые поставки.
Москва захочет ограничить иностранное владение с помощью обязательных совместных предприятий, сказали два российских юриста.
«Скорее всего, процесс пойдет по китайскому сценарию, когда чисто зарубежного бизнеса, как у нас было до 2022 года, вообще не останется. Будут совместные предприятия с контролем у российских акционеров».
Локализация ИТ-систем особенно важна, добавил третий юрист, поскольку компании, использующие зарубежные серверы, могут полностью парализовать свой бизнес «одним нажатием кнопки».
Российские предприятия уже нашли местные ИТ-решения, сформировали новые цепочки поставок, сказал Антон Немкин, член комитета Госдумы по информационной политике. Даже в случаях, когда требуется узкоспециализированное программное обеспечение, иностранцы столкнутся с логистическими, финансовыми и нормативными проблемами, особенно с учетом новых законов о хранении информации и информационной безопасности:
«Готовы ли они играть по новым правилам?» (Александр Мэрроу (Лондон), Елена Фабричная (Москва), Глеб Столяров (Тбилиси). Редактор Дмитрий Антонов)