Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Против коррупции и частного образования: новый закон «О доступности колледжей»

В трех регионах России – Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области – 1 апреля стартовал федеральный эксперимент «по расширению доступности среднего профессионального образования». Авторов закона уже обвинили в «социальной сегрегации», а сам документ получил уничижительное название «закон о кухаркиных детях». А что в нем на самом деле?
Усиленное финансирование колледжей сделало их ничуть не хуже многих вузов, учеба идет напряженная
Усиленное финансирование колледжей сделало их ничуть не хуже многих вузов, учеба идет напряженная Фото Е. Самарина. Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Сразу повышу ставки и придам этой теме дополнительную важность в глазах тех, кому система образования не особенно интересна. Федеральный закон, который объявляет «эксперимент», — большая редкость в России. За последние пять лет, как сообщает нам «Консультант плюс», таких было принято всего пять, включая нынешний. И почти все — судьбоносные.

Один, от августа 2023 года, — «о проведении эксперимента по партнерскому финансированию». Это, говоря человеческим языком, в Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне разрешили заниматься «исламским банкингом». Кстати, скоро, уже в сентябре 2025 года, должны сообщить об итогах.

Другой, от февраля 2022 года, — об эксперименте «по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“». Это, говоря тем же человеческим языком, отмена обязательной многотомной отчетности для налоговой — и в самом деле, зачем, если все делается в электронном виде. 

Еще два — дальневосточные. Согласно одному из них, от марта 2022 года, в Сахалинской области экспериментируют с ограничениями выбросов парниковых газов. А согласно другому, от апреля 2020 года, в Камчатском крае — с воздушными перевозками красной игры (и такие проблемы в бескрайней России тоже имеются).

Электронное дистанционное голосование на выборах в Мосгордуму в 2019 и последующих годах тоже было оформлено как федеральный эксперимент. Так что словом «эксперимент» российские законодатели не разбрасываются.

«Закон о кухаркиных детях»?

В образовании больших экспериментов и вовсе не было уже почти 20 лет — со времени экспериментального внедрения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Поэтому волнующуюся общественность можно понять — нечасто у нее имеются такие поводы поволноваться.

Новый закон «о расширении доступности среднего профессионального образования» уже успели окрестить акцией по принудительному «переводу подростков из школ в училища», авторов закона обвинили в ограничении общедоступности образования и «социальной сегрегации», и конечно же, сравнили документ со знаменитым «циркуляром о кухаркиных детях», которым «дети кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» изгонялись из царских гимназий.

Без долгих прелюдий вынужден разочаровать волнующуюся общественность — ничего из этого в законе нет. Хотя бы потому, что современные колледжи — отнюдь не ПТУ позднего советского и раннего российского периодов. Там давно учат не только на электриков и сантехников, но и на юристов, дизайнеров и программистов, а усиленное финансирование колледжей давно уже сделало их ничуть не хуже многих вузов.

Во-вторых, закон о «расширении доступности среднего профессионального образования», если почитать его в оригинале, вовсе не о доступности среднего профессионального образования. Вообще говоря, никаких проблем с доступностью среднего профессионального образования в России нет — каждый выпускник школы может поступить в колледж на бюджетное место. Может быть, не по самой модной специальности — но точно может.

Меньше школьной коррупции

А про что же тогда этот новый закон?

Во-первых, он про резкое сокращение школьной коррупции. Да-да, он прежде всего именно об этом. Дело в том, что после 9 класса в колледжи в нынешней России поступают примерно две трети бывших школьников. Остальная треть каким-то образом растекается по десятым классам. В типичной микрорайонной школе большого года сегодня 3–5 девятых классов и только 1–2 десятых. В школах, считающихся «элитными» десятых классов, может быть побольше, вот только желающих туда поступить — очередь со всего большого города.

И вот вам еще две вводных: в России обязательным считается только девятиклассное (основное общее) образование — то есть в 10 класс никто никого и не обязан брать несмотря ни на что, а среди критериев эффективности директора школы присутствует средний балл ЕГЭ её выпускников. Иными словами, директор кровно заинтересован взять в десятый класс потенциальных отличников — и ему гораздо проще устроить жесткий отбор при переходе из девятого класса в десятый, чем пытаться наладить суперэффективное обучение в старшей школе.

Так вот, а вы никогда не задумывались, по каким правилам проходит отбор тех, кто хочет поступить в 10 класс, окончить полную школу и поступить в вуз? А вот по каким — по каким угодно, как решит директор, никаких централизованных требований нет. Это означает, что особенно в «элитных» школах на этом месте коррупция цветет пышным цветом, а стандартный размер взяток исчисляется уж по меньшей мере сотнями тысяч рублей.

А новый закон берет, и всё это истребляет на корню. Прием, говорит он, в 10 классы — только на конкурсной основе по результатам баллов ОГЭ, и никак иначе. Прозрачная, понятная система. Можно только порадоваться.

Меньше частного образования

Второе важное новшество — сокращение предметов, по которым необходимо сдавать ОГЭ, с четырёх до двух — если школьник хочет поступать в колледж или если он просто не хочет больше учиться. Это новшество авторы закона и называют «повышением доступности колледжей» (минус два экзамена — и правда неплохой стимул). А критики закона — «сегрегацией». Для последних есть новости — вот уже несколько лет в России действует правило, что выпускники 11-х классов могут не сдавать ЕГЭ (только так называемый «государственный выпускной экзамен», ГВЭ), если они не намерены продолжать обучение в вузах. Кроме того, никто насильно и не заставляет отказываться от перспектив обучения в 10-м классе — но если не хочешь, то пожалуйста, можешь лишний раз не напрягаться с двумя лишними предметами.

А вот третье важное новшество закона, кажется, вообще никто не заметил. Дело в том, что он предлагает многочисленные льготы, квоты и бюджетные места исключительно для учащихся государственных и муниципальных образовательных организаций.

Для школьников, окончивших государственные и муниципальные школы, вводится отдельная квота в колледжах. Например, уже известно, что в Москве она составит 93% от всего набора. Это резко ущемляет в правах выпускников частных школ. Получается, что отличнику из частной школы будет куда сложнее поступить в колледж, чем троечнику из государственной — потому что у них будут отдельные и сильно отличающиеся по объемам квоты.

Кроме того, это резко сужает рынок для частных колледжей этих регионах. В той же Москве департамент образования и науки уже пообещал, что в рамках эксперимента каждый желающий получит бюджетное место. Да еще и, как мы помним, квотированное — защищенное не только от выпускников частных школ, но и, кстати, от выпускников из других регионов. Они же вне эксперимента.

Российскому законодателю вообще очень свойственно «забывать» о том, что в стране худо-бедно существует частное образование. Напомню, что в сентябре 2022 года, объявляя «частичную мобилизацию», Владимир Путин в своём указе упомянул, что отсрочку от нее имеют только студенты государственных колледжей и университетов. Про частные тогда забыли — хотя по закону отсрочка явно полагалась и им. Через неделю тот указ поправили.

Будет ли кто-то сегодня разбираться в подобных тонкостях, когда на кону — целый федеральный эксперимент, большой вопрос.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку