Близкие к властям экономисты не оставляют попыток убедить чиновников перейти на ручное управление финансовым рынком: ограничить отток валюты и проводить интервенции для ограничения колебаний курса рубля и доходностей гособлигаций. Капитальный контроль (ограничение валютных операций – ТМТ) как инструмент экономического развития пока недооценен, пишут в презентации эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Конкретных мер в ней не предлагается.
Политика Центробанка ведет в тупик, убеждены они. Уже четверть века чистый отток капитала из реального сектора составляет около 4% в год. Курс рубля подвержен сильным изменениям, долгосрочные процентные ставки непредсказуемы – это подрывает долгосрочные инвестиции, сетуют аналитики ЦМАКП. Нужен другой подход к проведению денежно-кредитной политики (ДКП), призывают они.
Целью ДКП, по мнению ЦМАКП, может быть обеспечение финансовых условий, при которых капитал, вложенный в бизнес в России, в долгосрочном периоде с высокой вероятностью будет иметь большую реальную стоимость, чем в «среднем» в другой стране. Это ценовая стабильность (умеренная и не слишком подверженная колебаниям динамика цен), стабильность долгосрочных процентных ставок, курсовая стабильность с тенденцией к долгосрочному повышению фондового рынка и покупательной способности (реального курса) рубля, перечисляют они. При нынешней же ДКП реальный эффективный курс рубля будет снижаться. По прогнозу ЦМАКП, к 2030 году в базовом сценарии он окажется на 6% ниже, чем в 2000 г., а в оптимистическом на 7% выше – при том, что сейчас курс на 22% выше, чем тогда.
Для этого политика должна быть гибкой, в ней больший вес должен занимать текущий экономический рост и, возможно, курс рубля, призывают авторы презентации.
Одним из ключевых элементов «более широкой и комплексной» государственной политики по мобилизации ресурсов развития может стать использование капитального контроля, полагают авторы презентации. Политика должна включать в себя создание условий для уменьшения чистого оттока капитала из реального сектора. Надо создавать институты наследования, развивать финансовые рынки, привлекать репатриируемые капиталы и даже работать с социокультурными «архетипами» и вырабатывать у бизнеса системные представления о «точках роста».
ЦМАКП предлагает более тесную координацию ДКП, политики валютного контроля и развития финансового сектора, проводить интервенции для управления курсом рубля и доходностями гособлигаций: «Использование операций на открытых рынках (прямые покупки/продажи активов со стороны Банка России), управление формой кривой доходности безрискового актива (гособлигации различной срочности) для повышения стимулов к долгосрочным производственным инвестициям».
Они призывают ЦБ активнее влиять на рыночные ожидания (Forward Guidance), доказывая операциями на рынке стремление избегать избыточных колебаний курса, ставок и цен активов. Этого можно добиться валютными интервенциями, операциями по покупке/продаже активов на открытых рынках, покупками валюты за счет бюджета в рамках бюджетного правила, перечисляют эксперты ЦМАКП.
Сейчас Центробанк четко разделяет разные направления своей политики – контроль над инфляцией, финансовую стабильность. Каждой цели экономической политики – свой инструмент, объясняла кредо Центробанка директор департамента финансовой стабильности Елизавета Данилова, апеллируя к принципу разделения первого нобелевского лауреата по экономике Тинбергена.
В частности, ЦБ всегда подчеркивает, что проводит политику таргетирования инфляции, а курс рубля плавающий, и регулятор будет вмешиваться в ход торгов только если колебания столь сильны, что угрожают финансовой стабильности. ЦБ последовательно возражал против введения требования обязательной продажи валютной выручки экспортеров – одной из мер капитального контроля. Реализуются и другие, в частности, блокировка средств инвесторов из «недружественных стран» на специальных счетах типа «С», необходимость получать разрешение правительственной комиссии на продажу активов, покупку валюты и ее вывод за границу.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина называла эти меры ответом на блокировку российских резервов, а против очередного продления истекающего в конце апреля указа Путина об обязательной репатриации экспортной выручки ЦБ возражает и сейчас. «Правительство поддержало, Банк России имеет замечания, – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев. – Они считают, что при нынешней ситуации не надо продлевать. Сейчас мы это все утрясаем».