Решение Минпромторга резко сократить параллельный импорт (без разрешения производителя) вызвано переговорами с иностранными компаниями, желающими вернуться на российский рынок, рассказали несколько импортеров и дистрибуторов этих компаний. После начала войны власти, чтобы избежать дефицита, разрешили параллельный импорт в Россию широкого списка товаров, а затем по мере насыщения рынка он постепенно сокращался. Теперь реализуется логика, предложенная еще в 2023 г. – убрать из списка разрешенные категории товаров и оставить только перечень свободно разрешенных к ввозу брендов, утверждают источники в Минпромторге.
К этому все шло, но на столь радикальную меру власти не решались, чтобы не сокращать выбор товаров для российских потребителей, утверждает человек, участвовавший в обсуждении нового документа. Теперь же такое решение принято благодаря тому, что уже достаточно много иностранных компаний, прекративших официальные поставки в Россию в 2022 г., обсуждают с властями и российскими партнерами свое возвращение, говорит он.
Импортеры и дистрибуторы потенциальных «возвращенцев» эту версию подтверждают. В подобных переговорах участвует корейский концерн Samsung, речь идет о возобновлении официальных поставок в Россию смартфонов и бытовой техники, говорят импортер бренда, один из его дистрибуторов, а также представитель крупной розничной сети, торгующей техникой Samsung.
Также обсуждает возвращение и, соответственно, исключение из списка параллельного импорта корейский автопроизводитель Kia. Недавно компания вновь включила российский рынок в план продаж и начала «разговаривать» со своими бывшими дистрибуторами о возобновлении сотрудничества, напоминает сотрудник крупного дилерского холдинга. «Впрочем, официально сотрудничество и не прекращалась, у корейцев осталось много действующих дилерских соглашений в России, просто поставок по ним не велось», – уточняет он.
Российские партнеры Samsung и Kia рассказывают, что все время после ухода из страны эти компании сохраняли российские представительства и лояльно относились к поставкам своей продукции через независимых импортеров – чтобы их не забыли российские потребители. Например, крупные дистрибуторы и сети, все эти годы проводили в России «почти официальные» презентации новых флагманских смартфонов Samsung, напоминает сотрудник розничной сети. Корейский бренд сохранил и маркетинговые контракты – например, он остается партнером Большого театра и готовится в следующем годы отметить 35-летие этого партнерства, сообщается в официальном Telegram-канале бренда.
Ведут переговоры о запрете параллельного импорта своей продукции и несколько корейских производителей косметики, знает их импортер. По его словам, компании уведомили об этом крупных российских дистрибуторов.
«Есть контакты и у некоторые американских брендов, которые очень заинтересованы в возобновлении экономического сотрудничества с Россией», – утверждает источник, участвующий в обсуждении изменений механизма параллельного импорта.
Параллельный импорт позволяет ввозить без разрешения правообладателей продукцию даже тех брендов, которые поддерживают регистрацию своих товарных знаков в России и вносят их в систему ТРОИС, по которой таможня определяет, можно впускать продукцию в страну без разрешения владельца знака или нет. Если товар есть в перечне параллельного импорта, и он из «недружественной» страны, к которым сейчас относится и Южная Корея, то его впустят даже при наличии зарегистрированных и охраняемых прав на знак, объясняют два импортера.
А вот если он будет исключен из перечня, то у независимых импортеров будут проблемы. Таможня начнет запрашивать у импортеров разрешение правообладателя на продажу этого товара в России, например, дистрибуторское соглашение, а при его отсутствии – направлять запрос правообладателю, является ли данная партия товара оригинальной продукцией. «И вот тут у правообладателя большие возможности устроить импортеру веселье. Он может не отвечать на запрос – и тогда товар будет задержан на таможенном складе. Или кто угодно может сообщить, что ваш товар контрафактный, и тогда таможня потребует доказать его оригинальность. А учитывая, что доказательством оригинальности является подтверждение от правообладателя, которого у поставщика нет, может дойти до конфискации, и у импортера останется один вариант – обжаловать это решение в суде, если успеет до уничтожения партии контрафакта», – объясняет один из импортеров.