Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Зампред ЦБР: Пресс-релиз предыдущего заседания - это взгляд в зеркало заднего вида

МОСКВА, 16 апр (Рейтер) - Российский Центробанк призвал воспринимать пресс-релиз предыдущего заседания как некоторый взгляд в зеркало заднего вида, поскольку жизнь течет и меняется, поступают новые данные, сказал зампред ЦБР Алексей Заботкин в ходе дискуссии, которую организовала Российская экономическая школа.

На предыдущем заседании, 21 марта, Центробанк в третий раз подряд сохранил ставку на уровне 21%, уточнив умеренно-жесткий сигнал: если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели, совет директоров рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки.

Но по мере приближения очередного заседания, 25 апреля, в мировой экономике разразились торговые войны, вызвавшие падение нефтяных цен и значимое изменение внешних условий, что ЦБР должен учесть в новом прогнозе.

«Пресс-релиз и мнения, которые там высказаны, и прогноз по итогам опорного заседания, и сигнал, который в пресс-релизе содержится, они валидны на момент заседания. Пресс-релиз 25 апреля, он будет отражать мнение 25 апреля, но дальше жизнь течет, поступают новые данные и так далее. Поэтому по мере движения от одного заседания к следующему, на самом деле, пресс-релиз предыдущего заседания уже надо воспринимать как некоторый взгляд в зеркало заднего вида», - сказал Заботкин.

В то же время все слова в пресс-релизе ЦБР неслучайны.

«Пресс-релизы у нас, благо, теперь стали гораздо короче, примерно в два раза, после внедрения резюме. И они довольно жестко структурированы. И все слова, которые там используются, они выверяются. В целом мы стараемся следовать более-менее шаблонному набору лексики».

Наиболее ярким проявлением этого он назвал «сигнал» Центрального банка, указание в пресс-релизе, как может меняться направленность денежно-кредитной политики на ближайших заседаниях.

«Ни в коей мере опять же это не гарантированное обещание, поэтому оно выдержано в соответствующей семантике. Может вообще не быть никакого указания, это мы называем нейтральный сигнал. Может быть указание, что Центральный банк будет оценивать целесообразность изменения ставки вверх или вниз, или Центральный банк, совет директоров, допускает возможность», - сказал Заботкин.

Если в сигнале используется формулировка «допускает возможность» - это высокая вероятность изменения ставки на ближайшем заседании.

«Если мы говорим »допускает возможность«, скорее должна материализоваться какая-то дополнительная информация, которая наоборот, развенчает те мнения, которые были на последнем заседании совета директоров, которые вылились в ожидание изменения на предстоящем заседании», - сказал Заботкин.

Если говорится, что ЦБ «будет оценивать целесообразность», то это меньшая вероятность, умеренная, но если будет подтверждение тех тенденций, которые ЦБ видит по данными, то скорее изменение ставки произойдет, нежели нет.

«Эти формулы мы стараемся использовать уже довольно много лет без каких-либо изменений, собственно говоря, для того, чтобы упростить прочтение посылов с точки зрения будущих намерений», - сказал Заботкин.

«Просто так слова не меняются в пресс-релизе. Это всегда связано с изменением баланса мнений на этот счет», - сказал он о прилагательных, описывающий рынок труда и другие факторы.

Отвечая на вопрос, всегда ли Центробанк говорит прямо, Заботкин сказал: «Ну, настолько прямо, насколько это возможно, чтобы не загнать себя в угол».

На вопрос, как повлияет укрепление рубля на инфляционные ожидания регулятора, Заботкин повторил, что надо оценить устойчивость этого процесса.

«На мартовском заседании члены совета директоров ЦБР детально этот вопрос обсуждали, и общее заключение было, что вклад временных факторов в то укрепление курса, которое произошло с начала года, скорее всего, был значительным. Пока в полной мере закладываться на произошедшее укрепление в нашем прогнозе инфляции мы не готовы», - сказал он.

В этом году ЦБ рассчитывает снизить инфляцию до 7-8% и ждет ее возвращения к цели вблизи 4% в 2026 году.

«Колебания экспорта, импорта, финансовых потоков вызывают краткосрочные колебания обменного курса, которые влияют на темпы текущего роста цен. И для центрального банка важно вот этот эффект вычленить, чтобы отделить эти временные колебания, которые по определению, не являются частью устойчивой инфляции, - как при ослаблении курса, так и на самом деле, при его укреплении, - а просто вносят дополнительный шум в помесячный рост цен», - сказал Заботкин.

Пока вклад курса рубля направлен в сторону того, что он, скорее, «вычитает из текущих темпов роста цен и в феврале, и в марте», добавил он.

«Для нас важная развилка... состоит в том, чтобы сформировать мнение о том, какая часть того изменения курса, которое случилось, она действительно носит длящийся характер и связана с эффектами нашей денежно-кредитной политики», - добавил зампред.

Денежно-кредитная политика сдерживает спрос, высокая ставка увеличивает привлекательность рубля как средства сбережения и повышает финансовые потоки в пользу рубля.

«Это все действует в сторону укрепления обменного курса. Это так называемый валютный канал денежно-кредитной политики. В этой части это то, что мы можем отнести на счет устойчивой дезинфляции. А все остальное - оно может быть гораздо более приходящим». (Елена Фабричная)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку