Долгожданным его можно назвать по простой причине: подготовить и принять документ Путин поручил еще в апреле 2022 года, а завершить подготовку и принятие – до 15 сентября того же года. Так что сроки сорваны.
Предполагалось, что новый документ станет всего лишь обновленным вариантом предыдущей Энергостратегии, рассчитанной до 2035 года и принятой в 2020 году. По словам пожелавшего остаться неназванным сотрудника московского Института энергетики и финансов, над текстом два с половиной года работали не менее 1700 специалистов из 47 научных организаций.
Надо сразу оговориться: российская энергостратегия никого ни к чему не обязывает – разве что чиновникам придется написать еще множество столь же серьезных бумажек. Энергостратегия – не инструктивный, а «индикативный» документ, по словам авторов и министерских чиновников. Российские компании, занятые в энергетической отрасли, не руководствуются обозначенными там стратегическими целями, и на практике просто следуют своим собственным корпоративным планам и программам. Никто в правительстве не привлечет их к ответственности, если показатели, на которые нацелило страну руководство, не будут достигнуты.
Такой «размытый» статус документа обусловлен историей его предыдущих версий. Первая энергостратегия, рассчитанная на период до 2010 года, была утверждена в 1995 году. Вторая, на период до 2020 года, появилась в 2003 году, а третья, до 2035 года, в июне 2020 года. Первые две, которые правительство по советско-плановой привычке рассматривало как руководство к действию, были полностью провалены, компании работали каждая как могла, итоги категорически не совпали с целевыми показателями, и начиная с третьей версии энергостратегию как раз и стали скромно считать «индикативной».
Иными словами, обозначенные в ней уровни добычи энергоносителей, производства электроэнергии, научно-технологического прогресса и прочие цели можно считать благими пожеланиями государственных чиновников.
Что касается реально работающих в отрасли организаций, то заложенные в энергостратегии показатели они используют единственным способом. Руководители компаний могут обратиться к министерским сотрудникам с упреками такого рода: «Вы ожидаете, что к такому-то году мы выйдем на такие-то показатели производства, но это невозможно без а) модификации законодательства, б) налоговых льгот… и так далее».
Как показывает практика, толку от такого общения с чиновниками компании никогда не добиваются.
Нельзя, конечно, сказать, что разработка одного за другим вариантов энергостратегии никому не приносит пользы. На бессмысленную в принципе бумажную работу выделяются бюджетные средства, на ней кормится армия «экспертов». Для остального мира документ представляет интерес как отражение взглядов правительства России на перспективы отрасли.
При изучении обозначенных в Энергостратегии показателей сразу видно, что авторы заблуждаются относительно нынешнего состояния, например, нефтедобычи. Текущий годовой показатель почему-то считается равным 530-540 млн тонн, хотя в 2024 году не превышал 516 млн тонн.
Документ исходит из того, что запасов нефти в стране хватит на добычу в течение 65 лет, однако взяты запасы в том числе категории недоказанных и гипотетических, а затем авторы просто делят полученную величину на годовую добычу. Такой подход хорош для пропагандистов и очковтирателей, а не для реалистичной оценки состояния нефтяного сектора.
С некоторой степенью объективности энергостратегия рассматривает такой сценарий развития отрасли как «инерционный», который просматривается при сохранении нынешний трендов и подходов. Если оставить все как сейчас, то к 2036 году добыча нефти упадёт до 477 млн, а к 2050-му – до 287 млн тонн.
Более мрачная перспектива ожидает энергетическую отрасль по «стресс-сценарию», оставляющему для России годовую добычу нефти в 171 млн тонн в 2050 году. Похоже, это и есть трезвая оценка возможностей отечественной энергетики, страдающей от перекоса госбюджета в сторону военных расходов, изолированности отрасли от зарубежного опыта, технологий и оборудования, а также от падения профессионализма рабочей силы.
Энергостратегия содержит и «целевой сценарий», который авторы самоуверенно назвали приоритетным. По этому сценарию, добыча нефти останется на уровне «не менее 540 млн тонн в год». Цель эта, как считают опрошенные автором колонки специалисты отрасли, нереалистична и недостижима.
Подытоживая опыт предыдущих «стратегий» и содержание новой версии, можно уверенно сказать, что принятие такого документа не станет значимым событием для энергетической отрасли Российской Федерации.