Российский рубль в этом году продемонстрировал самый сильный рост по отношению к доллару, переиграв не только другие валюты, но и традиционное прибежище во времена рыночных катаклизмов – золото. Причинами стали ряд уникальных внутренних факторов, слабость самого доллара, подешевевшего из-за развязанной Дональдом Трампом торговой войны, и надежды на мирное соглашение по Украине.
С начала года рубль укрепился на 38% по отношению к доллару на внебиржевом рынке, свидетельствуют подсчеты Bloomberg. Правда, он не стал убежищем для международных инвесторов, как золото, которое подорожало на 23%. Скорее они просто стали активнее торговать рублем и связанными с ним активами, в том числе через «дружественные» России страны, говорит Искандер Луцко, директор по аналитике и управлению портфелем дубайской Istar Capital.
Укреплению рубля помогло сочетание надежд на прекращение войны после телефонного разговора Владимира Путина c Трампом в феврале, которое спровоцировало приток «ковбойских» денег (так охарактеризовал замминистра финансов Иван Чебесков иностранных инвесторов, пытавшихся сыграть на смягчении санкций) и высокой ключевой ставки, ограничивающей спрос (в том числе на импорт, в результате чего тот рухнул в феврале на 10% в годовом выражении).
В марте экспорт, несмотря на санкции и падение цен на нефть, вырос, импорт же, хотя и увеличился, все равно оставался пониженным, отмечают аналитики Райффайзенбанка. Платежный баланс улучшается, усиливая приток валюты, продажа которой поддерживает рубль: по данным ЦБ, в марте профицит счета текущих операций вырос до $10,7 млрд, а торговый баланс достиг $15 млрд (против $6,7 млрд и $11 млрд в феврале соответственно).
Правда, крепкий рубль подрывает доходы бюджета от экспорта нефти: за ту же сумму в долларах, вырученную за баррели, удается получить меньше рублей. Да и суммы в долларах сильно сократились в результате обвального падения цен на нефть в апреле. В бюджете заложен средний курс рубля на этот год на уровне 96,5 руб./$, это на 14% ниже текущего курса.
Аналитики SberCIB ожидают, что возросшие из-за пошлин Трампа риски замедления мировой экономики вызовут дальнейшее падение цен на сырье, что в среднесрочной перспективе будет негативно влиять на рубль. «При цене на нефть $55/барр. рубль может ослабнуть до 108 к доллару (это наша оценка на основе долгосрочных трендов и взаимосвязи с ценами на сырьевые товары)», – пишет главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец. Но из-за сочетания факторов в последнее время курс рубля отклонился от обычных трендов, отмечает она, так что его последующее снижение может быть более медленным и менее глубоким.
В разговоре с Bloomberg Донец также добавила, что Россия, будучи изолирована, не пострадала от оттока капитала, как многие валюты развивающихся рынков, подешевевшие из-за рисков торговой войны и выхода инвесторов из рисковых активов. «Контроль за движением капитала в значительной степени защитил Россию от этого», а высокая стоимость заимствований поддерживает валюту, сказала она.
Российские компании стремятся рефинансировать непомерно дорогие рублевые кредиты за счет привлечения гораздо более дешевых заемных средств в юанях, что приводит к дополнительной конвертации иностранной валюты в рубли, добавил Луцко.