За время войны в Украине страны Евросоюза значительно сократили импорт трубопроводного газа из России, но увеличили закупки сжиженного. Стремление властей ЕС и ряда стран перестать платить агрессору за его СПГ наталкивается на нормы коммерческого права: правительства не могут заставить компании разорвать долгосрочные контракты с российскими поставщиками. Но теперь Брюссель взялся за изучение юридических возможностей для такого шага, которые позволили бы не выплачивать России штрафы за разрыв соглашений, пишет Financial Times.
Еврокомиссия (ЕК) анализирует контракты и возможность объявления форс-мажора, который позволит импортерам отказаться от своих обязательств без уплаты дополнительных сборов, сообщили газете три знакомых с планом чиновника ЕС. «Если вся идея заключается в том, чтобы не платить России, то [выплата компенсаций] подрывала бы эту цель», – объяснил один из них.
Юристы ЕК изучают эти юридические возможности в рамках дорожной карты по полному избавлению блока от закупок российских энергоресурсов к 2027 г. Обнародование этого плана уже дважды откладывалось, последний раз – в марте. Теперь объявление запланировано на 6 мая, сообщает Bloomberg со ссылкой на информированные источники: по их словам, для постепенного избавления от российского импорта ЕК может также предложить торговые меры, такие как квоты или пошлины; юридические шаги для реализации комплекса мероприятий будут представлены позднее.
В период с февраля 2024 по февраль 2025 гг. ЕС заплатил России за газ и нефть 21,9 млрд евро, по подсчетам Центра исследований энергетики и чистого воздуха. Импорт топлива «Газпрома» за время войны упал примерно втрое, а СПГ, который поставляет прежде всего «Новатэк», вырос на 60%. В прошлом году, по данным Еврокомиссии и LSEG, российский газ обеспечил 18,8% импорта ЕС: 11,4% по трубам и 7,4% – в сжиженном виде; в довоенном 2021 г. доля России была 40%.
Основными центрами импорта российского СПГ являются порты Франции, Испании и Бельгии. Проект «Ямал СПГ» «Новатэка» имеет контракты с рядом крупнейших энергетических компаний ЕС, включая Shell и Naturgy. Сложность для юристов ЕК заключается в том, что условия контрактов конфиденциальны и, как правило, отличаются друг от друга, отмечает FT. По словам одного из представителей ЕС, война в Украине с юридической точки зрения может оказаться недостаточной причиной для объявления форс-мажора.
Подготовка плана по избавлению от российских углеводородов совпала с торговой войной, которую начал Дональд Трамп и которая заставляет ЕС активно искать способы договориться с Вашингтоном. Одним из вариантов противостоять тарифному давлению американских властей может быть договоренность об увеличении закупок американского СПГ. Но ряд участников отрасли, например, гендиректор TotalEnergies Патрик Пуянне, призывают Европу не впадать в чрезмерную зависимость теперь уже от американского газа. Некоторые даже считают, что сбалансировать газовый рынок Европы можно за счет частичного возвращения российского топлива.