Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китай перевел чиновников в режим «военного положения» и стал бороться с Трампом, как с ковидом

Председатель КНР Си Цзиньпин и и глава МИД Китая Ван И
Председатель КНР Си Цзиньпин и и глава МИД Китая Ван И kremlin.ru

Китай пытался наладить отношения с Дональдом Трампом, чтобы не допустить полномасштабной торговой войны. Но когда это не удалось, в Пекине перешли в режим принятия решений, применявшийся в борьбе с пандемией ковида. Одновременно там пытаются уговорить другие ведущие страны выступить единым фронтом против Вашингтона.

Сотрудников министерств иностранных дел и торговли фактически перевели «на военное положение», приказав отменить отпуска и круглосуточно держать мобильные телефоны включенными, рассказали Reuters два знающих об этом человека. По их словам, также были усилены отделы в ведомствах, занимающиеся связанными с США вопросами, в том числе привлечены чиновники, которые работали на американском направлении во время первого срока Трампа. Ведущую роль в быстрой подготовке ответа на пошлины США играет пропаганда: представители министерств и ведомств постят в соцсетях клипы со словами Мао Цзэдуна «мы никогда не сдадимся», сказанными в 1953 г., когда войска Китая и США противостояли друг другу в Корейской войне.

Китай также направил официальные письма другим странам, попавшим под прицел Вашингтона, с изложением своей позиции, критикой политики США и призывом к сплоченности, рассказали Reuters четыре знакомых с их содержанием человека. К правительствам некоторых стран «большой двадцатки» Пекин обратился с предложением подготовить совместную декларацию в поддержку многосторонней торговой системы, сообщил агентству дипломат ЕС.

По его словам, однако, это предложение не встретило значимого отклика, поскольку в нем затрагиваются вопросы китайской политики, вызывающие критику многих стран, не только США. В течение долгих лет китайские власти субсидировали промышленность, лидер КНР Си Цзиньпин настаивал на необходимости ускоренного развития производства в том числе в последние годы, когда стране, уже давно ставшей «мировой фабрикой», нужно было делать упор на развитии внутреннего потребления, услуг и высоких технологий.

В результате во многих отраслях, включая автомобилестроение, черную металлургию, выпуск солнечных панелей и пр., сформировались значительные избыточные мощности. Замедляющаяся китайская экономика, не в силах «переварить» количество производимой продукции, стала заваливать дешевым экспортом другие страны, а те – обвинять Китай в недобросовестной конкуренции. В результате профицит Китая в торговле с остальным миром достиг почти $1 трлн, составив в 2024 г. $992,2 млрд, в том числе в торговле с США – рекордные $295,4 млрд.

Трамп в несколько этапов ввел против Китая беспрецедентные пошлины. Первоначальные 10% были быстро удвоены. Потом 2 апреля, объявляя тотальные тарифы на весь импорт, он установил дополнительную ставку 34%, повысив ее затем до 84%, 125% и 145%, поскольку Китай стал быстро отвечать своими пошлинами. Пекин в итоге довел их до 125% и объявил, что если США продолжат повышать ставки, Китай больше «не будет обращать на это внимания».

Опираясь на уроки, извлеченные из взаимодействия с Трампом во время его первого срока, Китай разработал план ответных мер, включающий пошлины, ограничения в отношении примерно 60 американских компаний и продажи США редкоземельных металлов.

Эти усилия стали результатом длившейся много недель подготовки чиновников, которым было поручено изучить политику Трампа и предложить контрмеры, которые можно было бы постепенно расширять, рассказали Reuters два человека, знакомых с ситуацией. Си выбрал вариант решительного противодействия и подготовил всеобъемлющие пошлины до того, как объявленные Трампом тарифы вступили в силу. Свое объявление Си сделал незадолго до открытия Уолл-стрит 4 апреля, когда в Китае был государственный праздник. Это внесло дополнительный вклад в начавшийся днем ранее обвал на американском фондовом рынке.

Китайских чиновник сравнил необычайно быструю реакцию с процессом принятия решений во время пандемии COVID-19, когда меры принимались без привычного длительного согласования с соответствующими ведомствами.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку