Иран на непрямых переговорах с США в Омане поставил несколько условий для ограничения своей ядерной программы. Среди них — ослабление американских санкций против атомного сектора республики, разморозка миллиардов долларов активов за рубежом, а также прекращение давления на китайских покупателей иранской нефти, сообщили источники The Wall Street Journal. Взамен Тегеран готов вернуться к уровням обогащения урана, согласованным в рамках сделки 2015 года, которую разорвал президент США Дональд Трамп во время своего первого срока.
По данным издания, маловероятно, что Вашингтон согласится смягчить санкции без дополнительных обязательств со стороны Тегерана о сокращении масштабов ядерных работ. В целом администрация Трампа пока против того, чтобы Иран сохранил право на обогащение урана в рамках нового соглашения. Однако на этих переговорах США максималистские требования не выдвигали, а сконцентрировали внимание на том, чтобы республика не превращала имеющийся у нее материал в оружие, сообщили источники The New York Times.
Переговоры состоялись 12 апреля в Маскате. Иран представлял министр иностранных дел Аббас Арагчи, а США — спецпосланник Трампа Стив Уиткофф. Обсуждение велось не напрямую, а через главу МИД Омана Бадра аль-Бусаиди. Однако Уиткоффу и Арагчи удалось несколько минут пообщаться лично, что стало первой встречей между высокопоставленными иранскими и американскими официальными лицами с сентября 2017 года. Обе стороны оценили старт позитивно и договорились о втором раунде переговоров 19 апреля.
Арагчи назвал диалог «конструктивным». По его словам, обсуждение велось «со взаимным уважением». «Я думаю, что мы очень близки к созданию основы для переговоров, и если мы завершим разработку этой основы на следующей неделе, то сможем начать реальную дискуссию», — сказал он.
Белый дом также охарактеризовал переговоры как «позитивные и конструктивные». «Эти вопросы очень сложные, и прямое общение специального посланника Уиткоффа стало шагом вперед в достижении взаимовыгодного результата», — подчеркнули там. Сам Трамп отметил, что переговоры «идут хорошо», однако оговорился, что «ничто не имеет значения», пока не будет конкретного результата.
В марте Трамп отправил верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи письмо с требованием за два месяца заключить новую сделку по ядерной программе. Тот согласился на переговоры через посредника. В конце марта Трамп пригрозил республике небывалыми «бомбардировками» и вторичными пошлинами, если она не достигнет соглашения с США. 2 апреля высокопоставленные американские источники в политических, военных и дипломатических кругах заявили Daily Mail, что США могут нанести удар по Ирану в кооперации с Израилем.
Нынешние требования Трампа выходят за рамки соглашения по ядерной программе, заключенного в 2015 году при участии администрации Барака Обамы и других стран. Тогда Тегеран обязался минимум до 2030 года не обогащать уран выше 3,67%, а также сократить за 15 лет объемы обогащенного урана на 98% — до 300 кг взамен на приостановку действия большинства международных санкций. Трамп еще до первого прихода в Белый дом называл соглашение «худшей сделкой», а в 2018-м расторг его, вернув санкции против Ирана.