В марте текущего года в России количество вакансий водителей категории В, С и Е (легковых, грузовых авто и машин с прицепом) сократилось почти на 87,5% год к году, сообщил Forbes на условиях анонимности представитель одной из крупных логистических компаний.
Сервис «Зарплата.ру» приводит чуть более оптимистичные цифры. По состоянию на март 2025 года спрос на водителей категории С и E уменьшился в годовом выражении на 47%. Число незакрытых вакансий для шоферов категории С упало на 42%, а категории Е — на 53%, следует из данных сервиса. Исполнительный директор «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова подтвердила, что количество вакансий для водителей категории В и С снизилось впервые за последние два года. В федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» отметили, что у них осталась незакрытой всего одна вакансия водителя. В ряде компаний-грузоперевозчиков в то же время сократили размеры зарплат водителей-экспедиторов, отметил гендиректор ГК «Делко» Санджар Ашуралиев.
Падение спроса на водителей и их зарплат связано с ростом издержек перевозчиков из-за высокой ставки Центробанка (21%) и снижения тарифов на перевозки. Вследствие этих факторов, по словам Ашуралиева, с рынка с конца 2024 года ушел уже целый ряд транспортных компаний. Ранее его слова подтвердили в ассоциации «АвтоГрузЭкс». По данным аналитиков, в январе–марте этого года закрылись 20% компаний-грузоперевозчиков.
В «Грузавтотранс» и вовсе заявили, что рынок на фоне долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи покинули около 30% российских перевозчиков. Число же изъятых у них грузовиков выросло более чем в два раза по сравнению с началом 2024 года, а до конца года число представителей отрасли может сократиться еще на 10–15%, отметили в ГК «Альфа-Лизинг».
В условиях кризиса в транспортной отрасли упали объемы грузоперевозок на магистральных направлениях, уточнила Мартынова. По ее данным, они сократились на 25%. «Простой авто провоцирует невостребованность и водителей. Также стоит отметить, что цены на FTL-перевозки [с полной загрузкой грузовика] начали снижаться, хотя их себестоимость не падает, поэтому ряду владельцев автопарка проще оставить машину, нежели пускать по заниженной цене в рейс», — пояснила эксперт.