Министр экономического развития России Максим Решетников призвал Министерство транспорта оперативно отреагировать на риск дефицита мест на внутренних авиарейсах в преддверии летнего сезона. Соответствующее заявление он сделал на заседании правительственной комиссии по развитию туризма, сообщает ТАСС. «Важно предупредить ситуацию с нехваткой количества мест в авиации. Пока мы видим прогнозы Минтранса, снижение провозной емкости на внутренних авиалиниях, поэтому просим. Такое бывает, но Минтранс потом оперативно добавляет. Поэтому просим Минтранс обратить на это внимание, чтобы у нас динамика внутренних перелетов не отставала от динамики на внешних авиарейсах», — сказал глава Минэкономразвития.
Заявление министра прозвучало менее чем через месяц после того, как глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что российские авиакомпании в 2024 году были вынуждены вывести из эксплуатации 58 самолетов. Причиной стали авиационные инциденты, а также невозможность ремонтировать лайнеры из-за западных санкций. По данным Росавиации, на текущий момент в эксплуатации остаются 1138 самолетов и 920 вертолетов, уточнил Ядров.
Дополнительную тревогу вскоре высказал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. По его словам, в ближайшие годы авиаперевозчики в России могут лишиться не менее 200 зарубежных самолетов, а, возможно, и гораздо большего числа. Под ударом — Boeing и Airbus, которых российский авиационный флот насчитывает около 700 единиц. Эти самолеты обеспечивают до 90% всех пассажирских авиаперевозок в стране. Как подчеркнул Чемезов, воздушные суда из-за санкций отрезаны от поставок запчастей и технического обслуживания, а значит — в ближайшие пять лет порядка 30% западного флота может быть списано.
Оценки международных экспертов подтверждают тревожные прогнозы. Консалтинговая компания Oliver Wyman предполагает, что к 2026 году российский авиапарк может сократиться более чем в два раза. Флот авиакомпаний РФ на две трети состоит из иностранных судов. Оставшиеся — это российские SSJ-100, которые также зависят от западных комплектующих.
После того как Россия начала полномасштабную войну в Украине, российская гражданская авиация оказалась под жесткими международными санкциями. Страны Запада, включая США и государства Евросоюза, ввели запреты на поставки в РФ не только новых самолетов, но и запасных частей. Вслед за этим Boeing и Airbus приостановили техническую поддержку уже поставленных лайнеров.
В результате российские авиакомпании лишились доступа к обязательным техобслуживаниям, включая C Check (проводится каждые 1,5–2 года) и глубокий D Check (периодичность от 6 до 12 лет). Чтобы сохранить возможность полетов, перевозчики начали самостоятельно ремонтировать зарубежную технику, используя метод «каннибализации» — разбор исправных самолетов на запчасти для ремонта других.
По подсчетам «Новой газеты. Европа», только за 11 месяцев 2024 года в России зафиксировано 208 авиационных инцидентов — на 25% больше, чем за тот же период годом ранее. Почти в каждом втором случае причиной становились поломки двигателей или неисправности шасси. В 2025 году произошло не менее десяти случаев вынужденных посадок самолетов российских компаний в связи с техническими проблемами во время полета.