МОСКВА, 11 апр (Рейтер) - Российский Ситибанк, дочерний банк американского Citigroup, начал перечислять россиянам ранее заблокированные денежные средства по ценным бумагам, сообщают юристы со ссылкой на своих клиентов.
В 2022 году европейские депозитарии Euroclear и Clearstream разорвали отношения с российским Национальным расчетным депозитарием (НРД), а затем он попал под санкции, поэтому ценные бумаги россиян остались заморожены в европейской инфраструктуре.
России удалось разблокировать около половины замороженных за рубежом активов локальных инвесторов, говорила на этой неделе в Госдуме глава ЦБР Эльвира Набиуллина. Так, в 2024 году было разморожено около 570 миллиардов рублей их средств, это коснулось 1,5 миллиона человек.
«С вечера 9 апреля клиенты Ситибанка начали получать выплаты по купонам и погашениям, которые долгое время считались замороженными. Речь идет только о Citi Россия и только о деньгах (не ценных бумагах)», - сообщают юристы Wealth IQ.
Компания сообщила со ссылкой на клиентов, что перечисления касаются средств, находившихся на брокерских счетах в российском Ситибанке.
Пресс-служба банка пока не ответила на запрос Рейтер и не прокомментировала, связаны ли перечисления с уходом банка из страны. Но юристы, опрошенные РБК допускали, что неожиданная разблокировка доходов от замороженных активов может быть связана с поэтапным сворачиванием деятельности Citigroup в России.
«Выплаты уже начались — кто-то получил часть, кто-то 100%. По нашим данным, переводы идут только тем клиентам, которые ранее раскрыли персональные данные в рамках дополнительного запроса», - уточняет Wealth IQ.
Юристы Delcredere также сообщили, что получили ряд разрешений от Казначейства Бельгии на вывод заблокированных денег клиентов российского Ситибанка.
«Регулятор изменил практику выдачи лицензий. Еще недавно по аналогичным кейсам регулятор выдавал специальные лицензии, подписанные ЭПЦ. Теперь же достаточно полученного по электронной почте письма, подтверждающего отсутствие ограничений», - сообщает Delcredere.
В письмах относительно активов клиентов Ситибанка регулятор прямо подтвердил, что новый порядок согласован с Euroclear.
«Клиентам Ситибанка для разблокировки активов по-прежнему необходимо подтвердить соответствие всем условиям, установленным в Регламенте ЕС. При этом Казначейство Бельгии больше не будет предоставлять отдельные документы, позволяющие вывод активов, а подтвердит отсутствие ограничений в отношении активов в ответном письме», - сообщил партнер Delcredere Антон Демченко.
Так как практика изменилась, юристы рекомендуют клиентам для дальнейшей разморозки активов подавать в Ситибанк вместе с поручением на вывод денежных средств письмо от регулятора об отсутствии ограничений в отношении активов. (Елена Фабричная)