Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Посещаемость кинотеатров в России обвалилась до трехлетнего минимума

Петр Ковалев / ТАСС

Российские кинотеатры показали самый низкий результат по посещаемости за последние три года. С января по март им удалось продать только 39,3 млн билетов, следует из данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино. Обычно этот период характеризуется наплывом зрителем и становится основным по посещаемости за год из-за новогодних каникул, когда в прокат выходят фильмы с наибольшим потенциалом сборов. Однако отсутствие громких премьер и слабая реклама привели к падению аудитории, пишет РБК.

Абсолютный антирекорд по посещаемости был зафиксирован в первом квартале 2022 года, когда из-за решения президента Владимира Путина начать войну в Украине крупнейшие голливудские студии отменили прокаты картин в России. Так, в январе — марте 2022 года в кино сходили всего 34,2 млн зрителей. Чтобы смягчить последствия резкого сокращения аудитории, кинотеатры повышают цены на билеты. Благодаря этому, по итогам первых трех месяцев 2025 года их кассовые сборы составили 17,3 млрд рублей. Выше результат был только в первом квартале 2024-го, — 18,4 млрд рублей при посещаемости 50,4 млн зрителей. В среднем по России поход в кино в последние месяцы обходился в 439 рублей на человека. Годом ранее этот показатель был на 17% меньше — 365 рублей.

Член Ассоциации владельцев кинотеатров, собственник бренда сети «Люмен» Павел Поникаровский связывает падение интереса россиян к походам в кино с недостаточным количеством качественных фильмов. «Значительно слабее прошлых лет сработали новогодние картины. Фильмы не оправдали ожидания зрителей… Кроме того, эти премьеры были ориентированы исключительно на детскую аудиторию, взрослая оказалась абсолютно неохваченной», — отмечает эксперт. Поникаровский считает, что тенденция продолжится, поскольку в ближайшие месяцы не предвидится ни одного кинорелиза, способного стабильно собирать в прокате хотя бы 1–2 млрд рублей. «Кинотеатрам особо нечем компенсировать падение посещаемости, кроме цены билета», — резюмирует он.

Похожего мнения придерживается представитель сети «Люксор» Анна Татаренок. «Фильмов много, но потенциал у них слабый. За квартал вышло только три-четыре крупные премьеры. Приблизительно такое же количество ожидается и в следующем. Для прежних результатов столько успешных фильмов должно выходить каждый месяц», — поясняет она.

Еще одной причиной падения посещаемости стала плохая реклама, уверен главред портала «Кино-Театр.ру», директор по развитию веб-кинотеатра Chill Жан Просянов. «Вместе с голливудскими студиями ушли и маркетинговые практики, которые в США на порядок лучше, чем у нас. К сожалению, это всегда было одной из самых слабых сторон отечественного кинопроизводства», — констатирует он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку