Второй месяц подряд, как сообщается, бюджетные поступления от нефтегазовой отрасли сокращаются. Пусть это и неполноценная, но все-таки статистика. Министр финансов Антон Силуанов, правда, успокаивает: деньги найдем – будем продавать из Фонда национального благосостояния юани, займем... А экономист Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, пишет, что мол доходы от нефтегазового комплекса от общих бюджетных поступлений составляют лишь 27%, немного, переживем.
Деньги на демпфер
Давайте разбираться. С одной стороны, нефтянка платит деньги в бюджет, а с другой стороны, получает, потому что есть такая штука как демпфер. Он предназначен для того, чтобы в России не слишком росли цены на моторное топливо, чтобы нефтяные компании не всю добытую нефть и нефтепродукты выгоняли из страны ради максимизации выручки и прибыли. Если топливо за границей дороже, государство мотивирует нефтяников продавать его в стране, выплачивая компенсацию, покрывающую разницу между внутренней и зарубежной ценами. Это исключает вероятность появления дефицита. Этой выплаты нефтяники лишаются, если среднемесячные биржевые цены на автобензин АИ-92 и дизельное топливо превышают директивно установленный порог на 10% и 20% соответственно.
Случается также обратная ситуация, когда за рубежом горючее дешевле. На этот случай предусмотрен другой сценарий — нефтеперерабатывающие компании выплачивают в бюджет разницу.
Соответственно, получается, что огромные деньги, около 800 млрд рублей, бюджет отдает через демпфер нефтегазовой отрасли. Вопрос: откуда он эти деньги-то берет? А это те же деньги, которые бюджет получает в виде поступлений от продажи нефти и газа. За первые два месяца 2025 г. субсидии для НПЗ составили 662 млрд руб. В пересчете на 12 месяцев это почти 4 трлн руб. Для сравнения: в феврале 2025 г. в ФНБ осталось менее 3,4 трлн руб. ликвидных средств.
Но при падении нефтегазовых доходов из-за трендов на мировом рынке нефти может возникнуть ситуация, что не будет денег на демпфер. Но на это мне скажут, что ничего страшного нет, ну, будут российские цены выше, чем зарубежные, значит, не нужно будет отдавать средства на демпфер, все равно так и так сойдется для бюджета.
Деньги от нефтегаза
Но не так все просто, когда говорят о нефтегазовых доходах России. Тут есть лукавство – это не то же самое, что говорить о доходах бюджета России от нефтегазового комплекса. Прямые нефтегазовые доходы в федеральный бюджет – только часть той выгоды, которую нефтегазовый комплекс России приносит стране. По терминологии Минфина, «нефтегазовые доходы» – всего два вида платежей, которые связаны с работой нефтегазового комплекса. Первый – НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), он привязан к натуральной добыче ресурсов из недр (к тоннажу) и платится, что называется, на горловине скважины. А второй вид платежей – пошлины, которые берутся с выручки от экспорта.
Но при таком формальном походе не учитываются, например, поступления в бюджет налога на прибыль, которую получают нефтяные компании. Не учитывается, что с заработной платы, которую получают нефтяники, берется НДФЛ, который тоже поступает в бюджетную систему. Еще много всякого не учитывается. Кроме того, есть НДС по всему продуктовому ряду, связанному с нефтегазовой отраслью, она ведь заключает массу контрактов, – поступления тоже важную роль играют.
Короче говоря, когда мы начинаем считать, сколько дает нефтегазовый комплекс, бюджет или ВВП России, то картина получается далеко не 27%. Эта доля – чепуха, условные игры по правилам Минфина. Практически же более 60% всех доходов бюджета и порядка 67% ВВП России дает нефтегазовая отрасль России, есть исследования фонда Карнеги, которое публиковал Андрей Мовчан.
Деньги для нефтегаза
Поэтому речь идет не только и не столько о том, что просто упадут доходы, которые получает бюджет, а о том, что мы можем влететь в кризис нефтегазового комплекса как главного кормильца России. «Газпром», замечу, уже убыточный, у него в 2024 г. триллион рублей убытков. И в 2025 году впервые складывается ситуация, когда бюджету надо будет фактически дотировать «Газпром», его операционные доходы будут меньше его операционных расходов: кассовый разрыв! Проще говоря, у «Газпрома» на счетах не будет денег оплатить текущие расходы. Например, у него не будет денег заплатить за электроэнергию, которую он использует. А если он не может заплатить, ему отрежут электроэнергию – ну, представьте себе эту дивную картину!
И все это будет означать, что «Газпром» не сможет поставлять газ в города. Ну да, я понимаю, что это какие-то апокалиптические вещи, но мы же живем в мире апокалипсиса, что я могу с этим поделать?
Шутки шутками, но при таких, как сейчас, низких ценах на нефть – меньше 60 долларов за баррель при бюджетной номре около 70 долларов за баррель – начинается не просто сокращение бюджетных доходов, а происходит трансформация нефтегазового комплекса из кормящей – в убыточную часть экономики, вплоть до угрозы остановки его работы. А это уже призрак катастрофы: ни газа ни в городах, ни бензина на бензоколонках.
Государству, значит, нужно будет срочно эти отрасли дотировать. Не получать доходы с нефтегазового комплекса, как все привыкли, а дотировать нефтегазовый комплекс!
Поэтому-то предправления «Газпрома» Алексей Миллер так упорно и пытается добиться разрешения повышать внутренние цены на газ, когда и насколько он захочет. И, возможно, теперь добьется.
Прецедент есть – и это РЖД. Российские железные дороги уже могут самостоятельно индексировать тарифы «по мере роста их внутренних затрат». И «Газпром» вполне может сказать: раз РЖД разрешили по внутреннему росту затрат индексировать, то обязаны разрешить и нам. Да, придется сильно повышать тарифы на газ и для промышленных потребителей, и для, соответственно, российского населения. А иначе, скажет «Газпром», концы с концами не свести!
Похожая ситуация в смежной отрасли – в электроэнергетике. Там тоже катастрофа грядет. Энергетики уже требуют, чтобы им разрешили повысить тарифы в 2,6 раза. Как это повлияет на инфляцию в России, представить несложно. Привет ЦБ!
Становится возможной ситуация, когда энергетический комплекс будет не источником богатства для бюджета, а дырой в кармане и попрошайкой субсидий.
Деньги взаймы
Минфин пытается бодриться, дескать, нестрашно: одолжим денег через продажу облигаций и наращивание госдолга. У него по плану на этот год уже заимствования немаленькие - на 4 трлн рублей.
Счетная палата началаволноваться по поводу быстро растущего госдолга и расходов на его обслуживание – в силу высокой ключевой ставки ЦБ, порожденной инфляцией, которая сама порождена войной. Председатель Счетной палаты, сын путинского кошелька Борис Ковальчук в Госдуме собщил, что обслуживание государственного долга будет стоить в текущем году 3,2 трлн рублей:
Рост практически на триллион рублей по отношению к предыдущему закону [о бюджете], который описывал затраты на госдолг в 2024 году. И в этом смысле каждый пункт ключевой ставки влияет как на обслуживание госдолга, так и на субсидируемые проценты на различные меры поддержки, в том числе включая и жилищное кредитование. Вот эти меры нами будут анализироваться.
Хорошо, начинаем занимать, но в России ключевая ставка ЦБ – 21%, а стоимость заимствования и ставка ЦБ - коррелирующие между собой величины. К марту 2025 г. государство вынуждено было гарантировать доходность по десятилетним ОФЗ с постоянным доходов на уровне уже выше 14% годовых!
Но рынок требует плавающей ставки доходности (по инфляции) – именно флоатеры (выпуски гособлигаций с плавающей ставкой) хорошо продавался. Но флоатер –огромный риск для бюджета. Почитайте мартовское выступление председательницы ЦБ Эльвиры Набиулиной – она аккуратно намекает, что ставка Банка России может не только понизиться, но и подрасти. И тогда флоатер будет стоить дороже, а мы ведь уже увидели, что расходы на обслуживание госдолга и так большие.
Чтобы не слишком быстро наращивать госдолг из-за высокой стоимости заимствования, государство, скорее всего, захочет повторить тот же самый финансовый маневр, который совершило в декабре 204 г. ЦБ «выпустит» пустые, по сути, деньги, даст их коммерческим банкам, а они на эти пустые деньги купят облигации Минфина. То есть большая часть заимствований будет сделана за счет эмиссии денег. А она уже и так за последние годы огромная. ЦБ пытается сократить денежную массу. Но это можно сделать, только продавая валюту изо всех сил, то есть выкупая рубли из экономики за валюту. Но тогда рубль укрепляется! – и мы это видим.
А крепкий рубль –беда для экспортеров. Они прямо говорят, что если курс будет меньше 100 рублей за доллар, то они не сведут концы с концами. (Например, владелец «Норникеля» Владимир Потанин: «100 руб. за доллар — это сбалансированный курс валют. Если бы он остановился на этой отметке, считает бизнесмен, это было бы полезнее для государства).
То есть ситуация в экономике России – как в сказке! Той самой, где на камне написано: «Вправо пойдешь – сгинешь, влево пойдешь – живу не быть, а прямо пойдешь – головы не сносить». Такой клубок проблем, что как ни дергай, он только затягивается. Его только разрубить можно, как в СССР, и тоже с печальными последствиями, боюсь. Советский гордиев узел экономических проблем, как мы помним, был распутан по методу Александра Македонского – путем рассечения страны и полной смены модели ее хозяйственной жизни.