Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российским авиакомпаниям разрешили арендовать иностранные самолеты вместе с экипажем

Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Государственная дума РФ одобрила во втором и третьем чтениях закон, расширяющий возможности «мокрого» лизинга для российских авиаперевозчиков. Согласно документу, авиакомпании теперь смогут арендовать воздушные суда вместе с экипажем у иностранных операторов для выполнения международных рейсов. В законе уточняется, что подобные договоры аренды должны соответствовать как национальному законодательству государств-участников, так и международным соглашениям, подписанным Россией. Для допуска самолета к перевозке требуется разрешение на эксплуатацию, выданное уполномоченным российским органом.

В сентябре 2024 года в России был принят закон о «мокром» лизинге. Он позволял арендовать самолеты с экипажем исключительно между российскими компаниями и только для внутренних маршрутов. Эта схема позволяет арендатору получить дополнительные самолеты, а арендодателю дает возможность сократить расходы на управление флотом и оплату труда. Первая такая сделка была реализована в конце прошлого года — «Аэрофлот» взял в аренду три широкофюзеляжных самолета Airbus A330 вместе с экипажем у авиакомпании iFly.

С инициативой распространить практику «мокрого» лизинга на международные направления выступил «Аэрофлот». Генеральный директор компании Сергей Александровский подчеркивал, что это дало бы перевозчикам гибкость в наращивании мощностей за счет привлечения иностранных судов. Вскоре Министерство транспорта РФ объявило о разработке соответствующего законопроекта.

По мнению авиационного эксперта Григория Померанцева, «мокрый» лизинг особенно актуален в условиях западных санкций, когда российские авиакомпании сталкиваются с ограниченным доступом к новым самолетам и запчастям. В комментарии для РБК он отметил, что такие крупные перевозчики, как «Аэрофлот» и S7, могли бы использовать эту модель аренды для покрытия дефицита мощностей в высокий сезон или в среднесрочной перспективе.

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в марте предупредил, что в ближайшие годы российским авиакомпаниям придется списать не менее 200 иностранных самолетов, оставшихся в парке. Из-за санкций они оказались отрезаны от официального сервиса и поставок оригинальных запчастей. По словам Чемезова, эти борта должны быть выведены из эксплуатации до 2030 года и заменены отечественными аналогами. «Ростех» уже ведет переговоры с перевозчиками для оценки их текущих потребностей, добавил он. 

О масштабах проблемы свидетельствуют и данные Росавиации. По словам ее главы Дмитрия Ядрова, российские авиакомпании уже лишились 58 иностранных самолетов из-за отсутствия доступа к обслуживанию и комплектующим. Всего же под угрозой находятся до 30% существующего флота западных лайнеров — примерно 700 самолетов Boeing и Airbus, которые сегодня обеспечивают 90% пассажирских авиаперевозок внутри страны.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку