Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России начали массово закрываться занимающиеся перевозкой грузов компании

«Грузавтотранс»

В России разгорается кризис на рынке грузоперевозок: в январе—марте из отрасли ушла каждый пятая транспортная компания, сообщили «Известиям» в ассоциации «АвтоГрузЭкс». В «Грузавтотранс» заявили, что порядка 30% российских транспортников остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи. Количество изъятых грузовиков у компаний выросло более чем в два раза по сравнению с началом 2024 года, а до конца года число представителей отрасли может сократиться на 10–15%, отметили в ГК «Альфа-Лизинг».

Основные проблемы перевозчиков — падение цен на транспортировку грузов ниже себестоимости и высокие ставки лизинга, говорит президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, в магистральных перевозках нижняя граница окупаемости находится в районе 100 руб. за 1 км, а в реальности цены опустились до 45–50 руб. На рынке самосвалов и сыпучих грузов при границе себестоимости перевозок в 5,5 руб. за тонно-километр цены снизились до 3 руб. «Такие же расценки были 15 лет назад. <…> Лизинговые платежи доходят порой до 50% от цены автомобиля, из-за чего бизнес останавливается, а машины изымаются», — отметил Матягин. Он добавил, что у многих компаний отрицательная рентабельность по итогам прошлого года составила 17%.

Лизинговые компании изымают технику при первом же срыве платежа, говорит источник «Известий» в отрасли. В результате тягачи просто простаивают на площадках и не работают. «Такая ситуация стала следствием снижения платежеспособности клиентов на фоне роста ключевой ставки, повышения утильсбора, сокращения инфраструктурных проектов и прочего», — отмечает директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин. По его словам, дорогие кредиты привели к стагнации или спаду бизнеса многих компаний, из-за чего снизилась и потребность в грузовом автотранспорте.

Многие перевозчики вернули новые лизинговые грузовики и продолжили работать на старой технике, резко сократив объемы перевозок, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Но есть и компании, полностью ушедшие с рынка, а также те, кого поглотили крупные игроки. Идет трансформация, свидетельствующая о кризисе существующей модели перевозок, пояснил эксперт. По словам президента «АвтоГрузЭкс» Вадима Филатова, трансформация отрасли по негативному сценарию без госрегулирования может привести уже во втором полугодии к монополизации рынка, росту тарифов и повышению потребительских цен.

Еще в феврале «АвтоГрузЭкс» обратилась к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и предложила ввести меры поддержки отрасли. В частности, ассоциация попросила дать отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды в 2025—2026 годах, компенсировать лизинговые взносы в размере не более 30% по договорам 2023—2024 годов, предоставить льготное кредитование до 500 млн руб. на инвестиционные цели по ставке 13,5%, а также безвозмездные субсидии на оплату труда работникам. По подсчетам организации, всего объем запрашиваемой финансовой поддержки отрасли составляет 19 млрд руб. Однако это обращение в правительстве пока не рассмотрели.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку