Тарифное «цунами» от Дональда Трампа и неожиданное решение стран ОПЕК+ увеличить добычу нефти отправили мировой нефтяной рынок в крутое пике.
Цена фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE в четверг упала на 7% — рекордно в марта 2022 года — и пробила «вниз» отметку $70 за баррель. По состоянию на 18.20 мск майские контракты на Brent торгуются по $69,79. Фьючерсы на американский сорт WTI в Нью-Йорке обвалились на 7,4% — до $66,2 за бочку.
Рынок нефти получил двойной удар. «Ковровые» пошлины Трампа, которые затронули почти все страны мира и вернули тарифы в США на уровни более чем 100-летней давности, породили опасения глобальной рецессии, которая неизбежно повлечет падение спроса на сырье, отмечает стратег Saxo Bank Оле Хансен. В состоянии спада могут оказаться как США, так и вся мировая экономика, пишут аналитики JPMorgan. Причем, рецессия — третья за последние четверть века, — по их прогнозу, может начаться уже в этом году.
Экономики стран Азии, которая является крупнейшим в мире импортером нефти, пострадают от «тарифов возмездия"Трампа сильнее остальных, считает Марсель Тилиант, руководитель подразделения Азиатско-Тихоокеанского региона в CapitalEconomics. «Азиатские экономики не только поставлены передболее высокими тарифами, но и сильнее зависят от спроса натовары в США», — поясняет он.
Масла в огонь для нефти подлили страны ОПЕК+, которые в четверг объявили о крупнейшем с 2020 года увеличении добычи. С мая 8 государств картеля, включая Саудовскую Аравию, Россию, ОАЭ и Ирак, добавят на рынок 411 тысяч баррелей новых ежедневных поставок — втрое больше изначального плана. И трейдеры опасаются, что на рынке нефти снова возникнет избыток предложения, указывает Хансен.
Нарастить добычу и уронить цены от ОПЕК требовал Трамп. И если бы страны картеля хотели бы выполнить поручение американского президента, лучшего момента придумать было трудно, отмечает Хари Чилингириан, глава исследований Onyx Commodities. Российская нефть Urals в последние месяцы продавалась со скидкой около $15 к Brent, а это значит, что ее цена могла опуститься до $55, что более чем на 20% ниже заложенного в бюджет уровня.
Падение нефтяных цен уже ударило по российскому бюджету, сырьевые доходы которого в марте второй месяц подряд упали почти на 20%. Критический для бюджета уровень — $50 за баррель Urals, писали ранее аналитики MMI: если котировки опустятся ниже, правительству придется запускать секвестр и «резать» расходы.