МОСКВА, 3 апр (Рейтер) - Счетная палата РФ с мая 2025 года начнет проверку финансово-хозяйственной деятельности Банка России за последние три года, это традиционное мероприятие, сказал аудитор палаты Алексей Саватюгин.
«По поручению Государственной Думы у нас в этом году с мая мы начинаем проверку финансово-хозяйственной деятельности Банка России. По итогам вы получите полный отчет», - сказал он, выступая в Госдуме.
«Это, подчеркиваю, не какая-то экстраординарная проверка, это каждые три года мы традиционно проверяем финансово-хозяйственную деятельность ЦБ».
В прошлый раз Счетная палата проверяла деятельность ЦБ в 2022 году, затем - в 2019 году, в 2016 году, в 2013 году, в 2010 году.
Госдума в марте поручила Счетной палате проверить деятельность ЦБР за 2022-2024 годы и истекший период 2025 года, проверка продлится по декабрь этого года.
ЦБР является для Счетной палаты частым объектом для проверок.
«Каждый год мы проводим целый комплекс контрольных, экспертных, аналитических мероприятий. В частности, два раза в год, весной и осенью, мы проверяем деятельность Банка России как администратора доходов федерального бюджета», - сказал Саватюгин.
«Также мы проверяем формирование прибыли Банка России... Кроме того, мы каждый год в соответствии с законом проверяем операции и счета Банка России, которые относятся к государственной тайне».
С 2022 года перечень счетов и операций ЦБ, которые аудирует Счетная палата, был значительно расширен.
В 2024 году Счетная палата проверила в Банке России 85% активов, 50% статей по обязательствам и капиталу, доходы и расходы, а остальное проверяет независимый частный аудитор, который выбирается на конкурсе.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал, что на закрытом заседании комитета, где выступали представители Счетной палаты ни у кого не было существенных замечаний по работе ЦБ.
КРИТИКА ПОЛИТИКИ
С прошлого года, когда ключевая ставка достигла 21%, российский бизнес усилил напор критики в адрес ЦБР за угрожающие инвестициям высокие процентные ставки по кредитам, предупреждая о риске срыва развития инфраструктуры и даже угрожая остановкой экспорта отдельной продукции.
После этого Счетная палата занялась анализом политики инфляционного таргетирования, проводимой Банком России, и оценкой ее влияния на фактический уровень достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ.
По итогам проверки, которая завершится в июне 2025 года, планируется сформировать предложения по повышению согласованности денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики, а также оценить влияние ключевой ставки на инвестиционное и сберегательное поведение граждан и бизнеса и на отдельные характеристики федерального бюджета.
Глава Счетной палаты Борис Ковальчук говорил, что эксперты ведомства займутся оценкой влияния изменения ключевой ставки на инфляцию.
«Это будет именно экспертно-аналитическое мероприятие, поскольку оно достаточно сложное и много различных точек зрения, может быть, по данным вопросам», - сказал он в марте, выступая в Госдуме.
Аудиторы палаты в том числе будут анализировать влияние ключевой ставки на расходы бюджета. По мнению ведомства, рост ключевой ставки привел к увеличению расходов на обслуживание госдолга, что может ограничить возможности бюджета в финансировании инфраструктурных проектов.
Обслуживание госдолга в законе о бюджете на 2025-2027 годы будет стоить 3,2-3,6 триллиона рублей в год, что более чем на 1 триллион превышает траты 2024 года.
Каждый пункт ключевой ставки, кроме процентов по долгу, влияет на субсидируемые проценты по льготным программам, на меры поддержки, включая жилищное кредитование, говорил Ковальчук.
«Самое главное - показатели по инфляции, которые прогнозировались, не были выполнены», - добавил он.
Инфляция в 2024 году достигла 9,5%, в то время как в 2023 году ЦБР ставил задачу к концу 2024 года выйти на инфляцию 4,0-4,5%.
Депутаты спрашивали об этом зампреда ЦБР Алексея Заботкина и он сказал, что регулятор просто не мог знать о росте бюджетных расходов и новых санкциях, которые последовали в 2024 году.
«Если бы мы в 2023 году в точности знали все внутренние условия... кредитования, дополнительных, на самом деле, бюджетных расходов, которые реализовались в прошлом году, а также все дополнительные внешние шоки».
Санкции 2024 года на финансовый сектор, Мосбиржу, вторичные санкции, затруднившие платежи за экспорт и импорт, носили проинфляционный характер.
«И доступность импорта, и условия нашей внешней торговой части экспорта значительно ухудшились в течение прошлого года», - сказал Заботкин.
«Если бы в 2023 году мы точно знали, как ситуация будет складываться в течение 2024 года, мы бы проводили более жесткую политику уже начиная с 2023 года. И, конечно, в этом случае спрос был бы более сдержанный в течение 2024 года, и инфляция была бы ниже».
Осенью 2024 года правительство увеличило траты бюджета на год сверх бюджетного правила еще на 1,5 триллиона рублей, а дефицит - до 3,3 триллиона рублей, или 1,7% ВВП. Резкий рост расходов, а также резкое увеличение тарифов монополий, одобренное правительством, стали сюрпризом для ЦБ. (Елена Фабричная)