О Казахстане, как правило, не вспоминают, говоря о странах, входящих в сферу первоочередных интересов ЕС, таких как Грузия и Армения, с которыми ЕС поддерживает постоянный диалог как с участниками Восточного партнерства. Казахстан не граничит с государствами ЕС, но имеет протяженную границу с Китаем, он находится в сфере экономических интересов Пекина.
Между Китаем и Европой
Китай на протяжении десятилетий остается ключевым стратегическим партнером Казахстана. Началось сотрудничество с вхождения в 1997 году на нефтегазовый рынок Казахстана China National Petroleum Corporation. В 2000 годах взаимодействие между странами расширялось, и сейчас на территории Казахстана работает более 5500 компаний с участием китайского капитала, включая таких монстров китайской экономики, как CNPC, Huawei и JAC Motors. У стран много общих проектов на сумму порядка 40 млрд долларов — в энергетике, машиностроении, сельском хозяйстве, инфраструктуре и химической промышленности. Первый зарубежный визит после переизбрания в марте 2023 года Си Цзиньпин совершил именно в Казахстан, что подчеркнуло стратегическую важность двусторонних отношений.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев (Путину не всегда удается выговорить его имя) инициировал введение безвизового режима для граждан Китая. Не вызывает сомнений, что интенсивные экономические отношения двух стран могут служить ширмой для нелегального с точки зрения санкционных ограничений транзита нужных России товаров.
Но любая страна, сотрудничая с разными партнерами, вынуждена балансировать между ними, особенно когда позиции одних стран-партнеров находятся в остром противоречии с интересами других. Казахстан продолжает играть важную роль в отношениях с Европейским Союзом, так же, как и ЕС остается значимым партнером для Казахстана. Прямые инвестиции из стран ЕС в казахстанскую экономику сопоставим с китайскими вложениями. В ходе своего визита в Казахстан специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан подчеркнул, что ЕС остается крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в страну: накопленным итогом их 55 млрд евро.
Европейский Союз не требует от Казахстана введения санкций против России и не оказывает на него давления, однако предупреждает, что казахстанские компании могут попасть в санкционные списки, если будут заниматься незаконной торговлей. О’Салливан подчеркнул, что Евросоюз уважает решение Казахстана не присоединяться к санкциям против России и не вмешивается в законную торговлю между двумя странами, но заметил: «Что нас в действительности волнует — некоторые недобросовестные компании используют Казахстан как платформу для обхода санкций».
ЕС ведет постоянный мониторинг и выявляет компании, намеренно участвующие в незаконном реэкспорте санкционных товаров в Россию, включает их в санкционные списки. Подобная деятельность фиксируется и в Казахстане: выявлены казахстанские компании, которые попали в санкционный список исключительно из-за участия в незаконной торговле. «У нас есть доказательства, что эти компании содействуют российскому военно-промышленному комплексу. Это не экстерриториальные санкции, а меры, направленные на обеспечение соблюдения уже введенных ограничений», — заявил представитель ЕС.
Обходные маневры
Если мы взглянем на список компаний и лиц Казахстана, попавших под санкции, введенных для предотвращения продолжения агрессии против Украины (Ukraine War and Sanctons) — то в санкционных листах мы найдем 45 позиций. Этот список вдвое короче, чем список турецких или китайских компаний, попавших под вторичные санкции из-за сотрудничества с Россией (их 126 и 105 соответственно). Но следует признать, безусловно, большее внимание западных стран привлекает не параллельный импорт телефонов Apple и даже машин BMW, а товары двойного назначения, которые используются в производстве ракет, артиллерийских снарядов и дронов. На данный момент ЕС и США контролируют 50 категорий товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в российской оборонной промышленности, и поступающие в Россию через территорию Казахстана.
Одним из последних и наиболее показательных случаев введения вторичных санкций против казахстанской компании стало ограничение, введенное в июне 2024 года. OFAC разоблачило крупную сеть, состоящую изболее 90 лиц и организаций в России, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Китае, Болгарии, Сербии, Турции, ОАЭ, Южной Африке и на Британских Виргинских островах. Россия использовала сложные транснациональные цепочки поставок для снабжения своей военной индустрии и производства необходимых материалов. Эти схемы использовались для обхода санкций через сложные финансовые и логистические механизмы, позволяющие скрыто перемещать деньги, товары и активы.
Казахстанская компания KBR Tekhnologii осуществляла несколько сотен поставок предприятиям Fabcenter, Ostec-Arttool Ltd, Ostec-SMT Ltd и Ostec-Integra Ltd. Кроме того, ее соучредитель имел давние деловые связи с Евгением Костюком, владельцем одного из ключевых бывших поставщиков Ostec Group.
Чем же эта группа заслужила санкции и поставило ее партнеров под угрозу вторичных ограничений?
В мае 2023 года Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) ввело санкции против 12 организаций, входящих в состав Ostec Group, а также против двух аффилированных с ней лиц. Ostec Group — это российский технологический консорциум и военный подрядчик, который поддерживает производителей различных ракетных систем и авиабомб.
Группа компаний «Остек» импортировала и поставляла квантовые и полупроводниковые технологии российским оборонным предприятиям, специализируясь на поставках зарубежной микроэлектроники и производственного оборудования для российского оборонно-промышленного комплекса. И после начала войны группа продолжала закупать критически важные технологии и оборудование через ключевых поставщиков в Европе.
После введения санкций Ostec Group попыталась обойти ограничения, вводя в заблуждение регулирующие органы, чтобы сохранить доступ к необходимым технологиям. Вместо того чтобы направлять поставки напрямую компаниям Ostec-Arttool Ltd, Ostec-SMT Ltd и Ostec-Integra Ltd, поставщики начали отправлять продукцию в ООО «Фабцентр» (Fabcenter). Это ООО зарегистрировано как строительная компания, но стало крупным получателем оборудования для полупроводников, пайки и сварки, ранее предназначавшегося для Ostec Group. Теперь все эти компании, поучаствовавшие в обходе санкций, в том числе и казахстанская — попали под действие вторичных санкций.
В конце прошлого года замминистра иностранных дел Казахстана Роман Василенко заявил, что территория Казахстана не будет использоваться для обхода санкции. А заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин подтвердил, что Астана соблюдает антироссийские санкции, «потому что это выгодно с экономической точки зрения».
Следует признать правду: соблюдение западных санкций не приносит прямой экономической выгоды, а скорее помогает избежать серьезных убытков, поскольку риск разоблачения и вероятность быть пойманным отнюдь не равны нулю.