Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Хаос, кошмар, цунами». Трамп ударил по мировой экономике рекордными за 100 лет тарифами

Abe McNatt / The White House

Новый залп в торговой войне, которую Дональд Трамп объявил всему миру, окажется самым разрушительным. Пошлины на весь поступающий в США импорт в размере 10% и сборы до 50% для десятков стран грозят привести к экономическому спаду и в США, и в мире. «Рецессия, никакой выгоды. Общий бардак», — описал ситуацию один из ведущих мировых макроэкономистов.

«Фактически Трамп объявил войну мировой экономике, — суммировал итоги выступления Трампа в среду старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона и бывший главный экономист МВФ Морис Обстфелд. — Она приведет к глобальным разрушительным последствиям и, без сомнения, ударит по экономике США. Вводя различные ставки пошлин для разных торговых партнеров, он провоцирует хаос в мировой торговле». По подсчетам Fitch Ratings, средняя ставка пошлин составит 22% (максимум с 1910 г.). Аналитики Evercore ISI дают более высокую оценку средневзвешенной ставки — 29%. Как бы то ни было, это выше уровня пошлин в 20%, установленного после их резкого повышения в 1930 г. в рамках протекционистской политики, которая, по данным экономистов, только ухудшила и без того тяжелую экономическую ситуацию и замедлила выход США из Великой депрессии.

«Вот так вы подрываете двигатель мировой экономики, заявляя при этом, что собираетесь запустить его на полную мощь, — резюмирует Найджел Грин, генеральный директор глобальной финансовой консалтинговой компании deVere Group. — Реальность сурова: эти пошлины приведут к росту цен на тысячи товаров повседневного спроса — от телефонов до продуктов питания, и это подстегнет инфляцию в то время, когда она и без того, к общему беспокойству, не хочет дальше замедляться». По словам Жана Эргаса из Tigress Capital Partners, это называется не «ребалансировкой» мировой торговли, как утверждают Трамп и его советники, а «вертикализацией экономики США», которая превратит страну в экономический остров, торгующий сам с собой, так как горизонтальные торговые связи с остальным миром будут разорваны.

Крупнейшие торговые партнеры осудили действия Вашингтона и пригрозили ответными мерами.

Европа

«Заявление президента Трампа – это серьезный удар по мировой экономике, – сказала председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. – Мы уже завершаем подготовку первого пакета контрмер в ответ на [ранее введенные Соединенными Штатами 25%-ные] пошлины на сталь [и алюминий]. И готовимся применить новые контрмеры для защиты наших интересов и бизнеса, если переговоры не увенчаются успехом».

ЕС готов вести торговые переговоры с Вашингтоном, отметила фон дер Ляйен. Однако до сих пор все попытки сделать это заканчивались ничем, пишет Politico со ссылкой на четырех чиновников и дипломатов ЕС. Трамп призывал ЕС закупать больше американского СПГ, обещая взамен не вводить пошлины, и представители Еврокомиссии несколько раз пробовали начать обсуждение этого вопроса, но натыкались на бюрократическую стену и незаинтересованность Вашингтона.

Фон дер Ляйен ранее заявляла, что у ЕС «на руках множество карт», включая ответные пошлины и ограничения для американских компаний, предоставляющих услуги и технологии. Если в торговле с США товарами профицит Евросоюза составил в 2023 г. 157 млрд евро, то в торговле услугами, наоборот, наблюдался дефицит в 109 млрд евро.

Но услуги попросту стоят меньше товаров, на дефицит в торговле которыми Трамп постоянно обращает внимание. Если в секторе услуг США в 2024 г. имели профицит $293,3 млрд в общемировой торговле, то в секторе товаров – дефицит $1,2 трлн. Однако американские технологические, финансовые, аудиторско-консалтинговые, медиакомпании доминируют как на европейском, так и на мировом рынках. Поэтому Франция и ряд других стран призывают ЕК применить так называемый антипринудительный инструмент – самую мощную торговую меру ЕС, предназначенную для нанесения ответного удара по странам, использующим торговые и экономические меры принудительного характера, сообщает Bloomberg. С его помощь можно ввести ограничения на торговлю и услуги, а также на некоторые права интеллектуальной собственности, прямые иностранные инвестиции и доступ к государственным закупкам.

Министр финансов США Скотт Бессент предостерег другие страны: «Я бы не стал пытаться принимать ответные меры. Пока вы их не принимаете, это [объявленные ставки пошлин] останется максимальной цифрой». Однако Франция настаивает на ударе по американским технологическим компаниям. «Мы будем атаковать услуги – например, цифровые услуги, которые сегодня не облагаются налогом, а могли бы», – заявила пресс-секретарь французского правительства Софи Примас радиостанции RTL. По ее словам, эта мера может быть подготовлена к концу апреля, в том числе с использованием антипринудительного инструмента.

Аналитики ING назвали меры Трампа «худшим экономическим кошмаром Европы, который стал реальностью», отметив, что остается много неясного и полностью оценить последствия «тарифного цунами» практически невозможно.

Китай

Китай пока ограничился заявлением Министерства торговли о том, что он «решительно выступает против» введенных Трампом пошлин и «примет контрмеры для защиты своих прав и интересов».

Китай оказался в числе стран, попавших под самый плотный огонь Вашингтона. Трамп объявил о пошлинах в 34%, но они добавятся к ранее объявленным 20% (два раза по 10%). Таким образом, совокупный сбор составит 54%, что Юань Ювэй, управляющий хедж-фондом Water Wisdom Asset Management, назвал «круговой блокадой Китая». Ситуация осложняется тем, что пошлины для Вьетнама, куда многие китайские компании выводили производство в том числе после того, как Трамп начал торговую войну с Китаем в свой первый срок, составят 46%.

Китайский производитель уличной мебели Цзинь Чаофэн открыл фабрику во Вьетнаме в июле прошлого года, чтобы избежать повышения американских пошлин в отношении Китая. Теперь он собирается закрыть ее, «всю работа была впустую», сказал Цзинь Reuters. Внешняя торговля, по его словам, станет «очень низкомаржинальным бизнесом», но таковым же он будет и на внутреннем рынке Китая, страдающем от дефицита потребительского спроса.

По прогнозу Kaiyuan Securities, новые пошлины могут привести к падению китайского экспорта в США на 30%, совокупных продаж за рубеж – более чем на 4,5% и замедлить экономический рост на 1,3 процентных пункта. «Это сделает невозможным достижение целевого показателя роста ВВП в 5%, – говорит Чживу Чен, профессор финансов из бизнес-школы Гонконгского университета. – Китай в ближайшее время не сможет побороть дефляцию. Это новое повышение пошлин определенно ухудшает ситуацию».

Если цены в Китае, как ожидается, снизятся и в этом году после того, как они снижались в 2023-2024 гг., это станет самым длительным периодом дефляции с 1960-х гг.

Бедные страны

Для беднейших стран мира пошлины Трампа станут «катастрофой», сокрушается Дебора Элмс, директор по торговой политике Hinrich Foundation: «Справиться с введенными за один день пошлинами почти в 50% невозможно».

Камбоджа «получила» самые высокие пошлины в Азии в размере 49%. Бангладеш, превращенный транснациональными компаниями в мировой центр производства одежды, – 37%, а Мьянму, где в результате разрушительного землетрясения на прошлой неделе погибло более 3000 человек, США обложили по ставке 45%. Максимальные среди всех стран сборы будут взиматься с товаров южноафриканского государства Лесото – 50%.

Товары многих из этих стран, квалифицирующихся как наименее развитые, вообще не облагались пошлинами в США, отмечает Элмс.

Паркс Тау, министр торговли ЮАР, заявил журналистам в четверг, что его команда не понимает, как США пришли к выводу, что ЮАР взимает 60%-ную пошлину с американского импорта. По расчетам Претории, ставка составляет 7,6%. Теперь с южноафриканских товаров в США будет взиматься 30%-ный сбор.

Но пошлины, наложенные на соседнюю Лесото, по словам Тау, «буквально опустошат» страну с населением 2,3 млн человек, которая зависит от экспорта алмазов и одежды.

Как считали

Трамп и его министры заявляли, что пошлины будут «ответными», или «взаимными»: они якобы посчитают, сколько другие страны взимают с американских товаров, а также учтут прочие барьеры, включая квоты и налоги, и дадут соответствующий ответ. Продемонстрированный Трампом во время выступления стенд с раскладкой по странам и ставкам, назывался «Пошлины, взимаемые с США, включая манипулирование валютой и торговые барьеры».

В реальности же была использована формула, не соответствующая тому, о чем заявляли в президентской администрации, пишет Bloomberg со ссылкой на опубликованную Белым домом методологию. Помощники Трампа попросту раздели цифру профицита каждой страны в торговле с США на ее совокупный экспорт. А потом раздели результат пополам, чтобы Трамп мог заявить, что пошлины вводятся «со скидкой». «Я мог бы сделать их полностью взаимными, но это стало бы сложным испытанием для многих стран. Мы не хотим этого. Это не полная взаимность. Это добрая взаимность», – сказал Трамп во время выступления.

При этом для стран, имеющих дефицит или баланс в торговле с США пошлины все равно были введены – просто на уровне 10%.

США

«Это переломный момент не только для американской, но и для мировой экономики. Многие страны, вероятно, окажутся в рецессии, – говорит Олу Сонола, директор по экономическим исследованиям в США рейтингового агентства Fitch Ratings. – Если эти пошлины сохранятся на длительный период, можно просто выбросить большинство прогнозов».

Трамп не только нанес удар по мировой экономике, он оказал медвежью услугу собственной стране. Неизбирательные пошлины (против всех стран) – худший из возможных вариантов, считает Оливье Бланшар, почетный профессор экономики Массачусетского технологического института и бывший директор отдела экономических исследований МВФ:

Они вредны для страны, которая их вводит, даже без ответных мер [со стороны торговых партнеров].

Они хуже, чем бесполезны, ведут к дорогостоящей перестройке цепочек поставок, нерациональному распределению ресурсов, а деньги, которые они принесут в бюджет, фактически будут вытащены из карманов американских потребителей в результате роста цен, указывает Бланшар.

Дополнительным негативным фактором является «невероятная неопределенность», связанная с тарифной политикой Трампа. «В этой ситуации, если я – компания, что мне делать? Строить завод в Мексике или в США, во Вьетнаме или в Китае и т. д.? Я не знаю, и поэтому я жду. Мы все ждем. Инвестиции сокращаются, совокупный спрос падает, и в результате наступает рецессия», – описывает ситуацию Бланшар.

Да, торговый баланс может несколько выровняться, так как импорт сократится, а упавший доллар поддержит экспорт; «можно провозгласить успех на торговом фронте (если удастся заставить людей забыть про рецессию)». Но лишь на время, указывает Бланшар. Со временем экономика восстановится, доллар укрепится (процентные ставки в США заметно выше, чем в других развитых странах, к тому же ускорившаяся инфляция может заставить Федеральную резервную систему дольше держать их на высоком уровне), торговый дефицит вернется к более-менее прежним значениям:

Итоговый результат – рецессия, никакой выгоды. Общий бардак.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку