Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские экспортеры за год оставили за рубежом десятки миллиардов долларов

EPA/YONHAP SOUTH KOREA OUT

Десятки миллиардов долларов экспортной выручки могли в прошлом году остаться за рубежом, следует из оценки платежного баланса, которую уточнил Центробанк. За год чистое приобретение финансовых активов составило $66,8 млрд, в том числе «прочие инвестиции» – $46,4 млрд, почти вдвое больше, чем годом ранее.

Это разница между $75,9 млрд чистого приобретения финансовых активов и $29,4 млрд принятия обязательств. Увеличение финансовых активов «обусловлено преимущественно ростом прочих инвестиций, что связано в том числе с увеличением лагов в расчетах по внешнеэкономической деятельности», пишет ЦБ. Эти лаги отражают трудности с возвратом валютной выручки экспортеров (или нежелание это делать) и, хотя реже, проблемы импортеров с оплатой закупок – внешние обязательства по «прочим инвестициям» тоже сильно выросли.

«Значимое увеличение по прочим инвестициям было представлено ростом кредиторской задолженности», – пишет ЦБ.

ЦБ «нашел» в ноябре-декабре более $15,3 млрд экспорта – на столько повышена его оценка по сравнению февральской версией. Практически все увеличение экспорта отразилось на росте зарубежных активов (до $13,8 млрд по сравнению с их сокращением на $0,2 млрд, по предыдущей оценке), отмечает эксперт Центра Развития ВШЭ Сергей Пухов.

Валюта, которую экспортеры оставляют за границей, помогает оплачивать импорт. Этим министр финансов Антон Силуанов в прошлом году объяснял снижение норматива обязательной репатриации и продажи валютной выручки для крупнейших экспортеров: участникам внешнеэкономической деятельности «более комфортно, что часть выручки остается там и используется для закупки импортных товаров».

Для крупного бизнеса существует некий аналог неформальной валютной биржи за пределами России, отмечал в докладе о том, как идут внешние расчеты в условиях санкций, руководитель аналитического центра CASE Дмитрий Некрасов, описывая ее работу так: крупные неподсанкционные экспортеры оставляют на счетах за рубежом до 80% выручки в «недружественных» валютах. Когда этим компаниям нужны рубли в России, их казначейства выставляют определенный объем валюты на продажу, и информация об этом распространяется среди небольшого круга российских компаний, состоящего из крупных импортеров, банков и посредников. В России экспортер получает рубли, например, от крупного ритейлера и оплачивает его закупки валютой со своего зарубежного счета.

На этой бирже «для своих» складывается свой курс, нередко заметно отличающийся от того, который устанавливает ЦБ, пишет Некрасов, допуская, что этот курс «лучше отражает реальный эффективный курс для российской внешней торговли». Как правило, он на 1,5–2% выше официального: «покупатели валюты доплачивают экспортерам по отношению к курсу ЦБ и условиям в России».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку