Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В Норвегии выявили мошенников, «страховавших» танкеры теневого флота России

Alexandr Popadin / unsplash

Датские СМИ и норвежские власти вскрыли схему с использованием подставной компании, которая занималась страхованием танкеров теневого флота, которые возят российскую нефть. Принадлежащая российскому гражданину компания Ro Marine AS якобы имела лицензию Норвежского управления по финансовому надзору (Finanstilsynet) и выдавала страховые сертификаты. В реальности, как оказалось, документы были поддельными, логотип и фирменный стиль «норвежской» Ro Marine разработало российское брендинговое агентство, а в случае катастрофы танкеры остались бы без страхового покрытия.

Ro Marine имела адрес регистрации в престижном здании Норвежской ассоциации судовладельцев в Осло, но проверка документов компании показала, что офиса у нее в реальности не было и она выдавала клиентам поддельные документы о страховании, якобы заверенные Finanstilsynet, сообщает специализированное издание The Maritime Executive. Печать была неправильной, подпись – поддельной, в документах были ссылки на несуществующие нормативные акты. Полиция Осло предъявила обвинения в мошенничестве двум норвежцам – деловым партнерам Ro Marine, болгарину – члену совета директоров и россиянину из Петербурга Андрею Мочалину, владельцу и руководителю компании.

В ходе расследования датские СМИ Danwatch и NRK выяснили, что Ro Marine, согласно ее базе данных, выдала страховые сертификаты не менее чем 225 танкерам. По крайней мере 76 из них входят в российский теневой флот (числятся в соответствующем списке Lloyd’s List Intelligence); многие из этих танкеров регулярно вывозят нефть из балтийских портов и проходят через датские воды. Не менее семи таких танкеров предъявили поддельные сертификаты во время проверки страховок, которую стали проводить западные страны в рамках начатой в этом году кампании борьбы с опасными судами российского теневого флота.

Одним из таких танкеров был Achilles, который 12 марта вышел из Приморска со 100 000 тонн нефти на борту. Финские морские власти остановили танкер, чтобы проверить страховку, капитан предъявил документы от Ro Marine, включая лицензию от Finanstilsynet. Документы не вызвали подозрений; о том, что это недействительные бумаги, финские власти узнали, когда Danwatch и NRK обратились к ним за комментариями.

Во всех семи случаях, когда в Финском заливе проверялись страховки Ro Marine, инспекторы не поняли, что им предъявляют поддельные документы, пишут Danwatch и NRK со ссылкой на непосредственно знающих об этом людей.

Двенадцать стран НАТО по инициативе Дании заключили в декабре соглашение, по которому они будут проверять страховки у танкеров с российскими грузами, проходящих через Балтийской море, Датские проливы и Ла-Манш. Согласно международным правилам, суда не обязаны предъявлять документы, однако за отказ сделать это западные страны намерены включать такие танкеры в черный список; в дальнейшем против его фигурантов могут быть введены санкции.

Такое решение было принято из опасений, что эксплуатация старых танкеров, которые зачастую покупаются для теневого флота, может привести к технологической катастрофе, которая обернется катастрофой экологической в случае разлива нефти или нефтепродуктов. Но, как свидетельствует история с Ro Marine, Россия пытается обойти и это ограничение. Датское морское управление сообщило Danwatch и NRK, что проверка сертификатов от Ro Marine действительно вызвала трудности и оно теперь свяжется с Норвегией и другими странами (например, теми, под чьими флагами ходят суда с липовыми страховками). Если выяснится, что эти суда предоставили ложную информацию и не имеют действующего страхового покрытия, Дания в сотрудничестве с партнерами начнет применять к ним санкции, заявило управление.

За исключением регистрации нет никаких свидетельств того, что Ro Marine вообще вела в Норвегии какую-либо деятельность, пишут расследователи. Логотип и «айдентику» для нее разработало петербургское агентство ICU. «Норвежская компания Ro (в переводе с норвежского "спокойствие") занимается морским страхованием, решая любые задачи и обеспечивая клиенту полный "штиль" в бизнесе, – говорится на сайте агентства. – Для отражения национальной семантики мы разработали айдентику в цветах норвежского флага. А в динамике ключевого элемента отразили следующее: какие бы волнения ни происходили в бизнесе, Ro обеспечит защиту и возьмет правильный курс».

По данным Danwatch и NRK, помимо мошенничества в отношении Мочалина и болгарина норвежские власти ведут также расследование о нарушении санкций.

Эксперт по санкциям из Гарвардского университета Крейг Кеннеди называет мошеннический бизнес Ro Marine серьезной угрозой для Балтийского моря:

Фальшивое страхование напрямую нарушает международную конвенцию и повышает риски для всех. Это не просто обход санкций, это нарушение базового принципа мировых стандартов судоходства, и оно должно беспокоить все прибрежные и импортирующие [нефть] страны.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку