«Экономика скорее идет по траектории мягкой посадки, без резких колебаний», – говорила председатель ЦБ Эльмира Набиуллина 21 марта после того, как ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 21%. Плавная траектория обернулась сильнейшим за три года снижением деловой активности российских предприятий обрабатывающей промышленности, который привел к ее спаду. Об этом свидетельствуют результаты очередного опроса менеджеров S&P Global.
Рассчитываемый ей индекс PMI, отражающий конъюнктуру в обрабатывающей промышленности, в марте составил 48,2 пункта против февральских 50,2 (больше 50 – рост деловой активности, меньше – спад). Это самое резкое снижение деловой активности с апреля 2022 г. и первый спад с сентября 2024 г. Бизнес констатировал самое сильное с июля 2022 г. сокращение производства, а также уменьшение новых заказов. Несмотря на это, компании сохраняют оптимизм: ожидания насчет производства на ближайший год даже выросли – это удержало индекс PMI от более глубокого провала.
Сократился как внутренний спрос, так и внешний – экспорт упал, на этом фоне производители продолжили сокращать закупки и снизили складские запасы, отмечает S&P Global. Активность в закупках упала самыми быстрыми темпами с августа 2022 г.: компании использовали для выполнения заказов имеющиеся запасы.
По мере того, как ситуация ухудшается, парадоксальным образом улучшаются настроения предпринимателей. Уровень позитивных настроений в марте был максимальным за четыре месяца. Деловая уверенность респондентов подкреплялась планами инвестиций в разработку новых продуктов и рекламу, компании продолжали нанимать работников – не очень много, но результаты опроса по найму стали вторыми с августа 2024 г.
Похожие результаты приносят опросы более 15 тысяч предприятий, проводимые Центробанком. Его индикатор бизнес-климата остается в плюсе, но оценки текущего состояния с конца прошлого года ушли в минус, а сводный индекс вытягивают ожидания. Компании по-прежнему живут оптимизмом, комментировал экономист Дмитрий Полевой.
Российская промышленность перешла к стагнации, констатировали эксперты близкого к властям аналитического центра ЦМАКП. В гражданских секторах она наблюдается с середины 2023 г., а последние месяцы прекратился рост и в военных.
Малый и средний бизнес столкнулся с падением продаж еще раньше. В феврале индекс его деловой активности RSBI опустился до минимума с января 2023 г., а компонента, отражающая продажи – до двухлетнего минимума, она в минусе с июля.
Такой обвал деловой активности стал неожиданным для экспертов. Аналитики «Т-инвестиций» ожидали сохранения февральских значений индекса PMI, «немного выше нейтральных 50 пунктов». После довольно слабой промышленной статистики февраля такой сигнал в марте не предвещает ничего хорошего, констатирует главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. Экономика быстро охлаждается, несмотря на активные госрасходы конца 2024 – начала 2025 гг., отмечает он, полагая, что жесткую политику ЦБ пора корректировать, чтобы обеспечить «мягкую посадку» экономики.
Центробанк, однако, не советует рассчитывать на скорое снижение ключевой ставки. Он настаивает на том, что для возвращения инфляции к цели 4% придется долгое время сохранять жесткие денежно-кредитных условия. Опрошенные S&P Global предприятия признают, что это работает: их издержки продолжали расти, но гораздо медленнее – темпы роста отпускных ценах был минимальными за два года, а сами они в условиях слабого спроса не могли сильно поднимать цены на свои товары. Вклад в это внес и укрепившийся рубль.