Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Дешевая нефть и крепкий рубль увеличивают риски для бюджета РФ

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

МОСКВА, 31 мар (Рейтер) - Дешевеющая нефть и укрепляющийся рубль вкупе с опережающим ростом военных расходов давят на бюджет РФ, раздувая дефицит, и могут вынудить власти больше брать в долг или жертвовать остатками резервов, предупреждают аналитики.

С начала года рубль укрепился на треть к доллару США на фоне потепления отношений Москвы и Вашингтона и в настоящее время котируется около 84 рублей за $1. Одновременно на фоне снижения мировых котировок стоимость российской нефти Urals падала в начале марта до минимального уровня с июля 2023 года - ниже $57 за баррель, а сейчас составляет около $60 за баррель.

Это заметно ниже показателей, на основе которых сверстан бюджет-2025 - среднего курса 96,5 рублей за $1 и цене на нефть $69,7 за баррель.

Из-за укрепления национальной валюты и сокращения цен на черное золото рублевая цена российской нефти, рассчитываемая для налогов, к 19 марта опускалась до минимального значения с июня 2023 года, оказавшись на 29% ниже бюджетного ориентира на 2025 год.

Главный экономист Т-инвестиций Софья Донец оценивает потери бюджета в этом году в 1-2 триллиона рублей при среднегодовой цене на нефть $65 за баррель в зависимости от курса национальной валюты, считая рубль переоцененным более чем на 20% и ожидая его постепенного возвращения в диапазон 100-105 рублей за $1 на горизонте 12 месяцев.

«До Армагеддона дело не дойдет, но тем не менее ситуация чувствительная. Это заметные потери, которые нужно будет покрывать либо дополнительными заимствованиями, либо использованием ФНБ, в котором осталась небольшая сумма», - сказала Донец.

«Учитывая то, что все наши нефтегазовые доходы в этом году составляют по плану между 10 и 11 триллионами рублей, потери 1-2 триллионов рублей при туго сверстанном бюджете - это вещь, которую, наверное, Минфину не хочется получить», - добавила она.

БОЛЬ ДЛЯ БЮДЖЕТА

Последние три года с тех пор, как Россия начала «спецоперацию» в Украине, федеральный бюджет РФ сводился с дефицитом свыше 3 триллионов рублей, или около 2% ВВП, который Минфин покрывал возрастающими внутренними заимствованиями и резервами ФНБ, ликвидная часть которого за это время уменьшилась на две трети.

В 2025 году, несмотря на дальнейший рост военных трат, Минфин нацелился на сокращение дыры в казне до 1,17 триллиона рублей, или 0,5% ВВП, благодаря повышению налогов и сокращению некоторых гражданских расходов. В отличие от трех предыдущих лет власти также пообещали обойтись без трат резервов, предусмотрев пополнение ФНБ на 1,8 триллиона рублей.

«Крепкий рубль - это радость для россиян, но боль для бюджета. Ведь нефтегазовые доходы мы получаем в валюте, а потом они переводятся в рубли. Чем крепче рубль, тем меньше рублей получают экспортеры на выходе», - напоминает инвестбанкир, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.

По итогам первых двух месяцев года поступления от продажи энергоносителей, которые составляют около трети всех доходов российского бюджета, сократились на 3,7% к аналогичному периоду прошлого года.

По подсчетам Когана, при курсе 81 рублей за $1, бюджет будет недополучать около 150 миллиардов рублей в месяц, или порядка 1,5 триллиона рублей до конца года, что сопоставимо с планом дефицита бюджета на 2025 год.

«Катастрофы не будет, но вопрос о размере дефицита пока открытый».

Минфин в начале марта предупреждал о рисках снижения нефтегазовых доходов из-за ослабления ценовой конъюнктуры и допускал, что дефицит бюджета по итогам года может превысить плановые параметры.

Глава ведомства Антон Силуанов сказал, что ожидает выравнивания курса рубля по отношению к прогнозу правительства, заверив, что колебания курса и цен на нефть никак не скажутся на выполнении бюджетных обязательств.

Снижение цен на черное золото обычно провоцирует ослабление рубля, поэтому текущую ситуацию, когда нефть сильно дешевле прогноза, а рубль крепче, экономист ЦентроКредитБанка Евгений Суворов называет уникальной и считает критической для бюджета цену нефти $50 за баррель.

«В этом случае Минфину точно нужно будет проводить секвестр бюджетных расходов с 2026 года. Как это сделать при продолжающихся военных действиях, непонятно», - написал Суворов.

Центральный банк называл падение цен на нефть «значительным риском», предупреждая, что бюджетные ограничения в следующие 5-10 лет могут оказаться более жесткими, чем сейчас кажется, а ФНБ не рассчитан на то, чтобы покрыть выпадающие доходы в течение длительного промежутка времени.

Хотя ликвидная часть ФНБ находится на многолетних минимумах, уровень госдолга России, который остается одним из самых низких в мире, поддерживает запас прочности госфинансов.

Начало года на рублевом долговом рынке для Минфина выдалось удачным - министерство привлекло 1,39 триллиона рублей, перевыполнив квартальный план почти на 40%.

Однако заметное отклонение дефицита бюджета от цели может ограничить возможности ЦБ по снижению ключевой ставки.

«Изменение параметров бюджетной политики может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики», - предупреждал ЦБ в марте. (Дарья Корсунская, Глеб Брянский)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку