Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российская армия больше месяца не может продвинуться на украинском фронте

Алексей Коновалов / ТАСС

Пока американские переговорщики пытаются убедить Россию найти возможность для прекращения огня в Украине, а Владимир Путин продолжает выставлять в качестве условия полную оккупацию четырех областей, войска на фронте продолжают, говоря словами командира одной украинской бригады, «стрелять, пока не будет приказа остановиться». Российская армия, которая в 2024 г. продвигалась пусть черепашьими, но все же самыми значительными после операции вторжения темпами, уже более месяца не может сдвинуться с места.

Воюющие на передовой украинские солдаты и командиры в разговоре с The New York Times объяснили стабилизацию фронта несколькими факторами: новые оборонительные стратегии с более полноценной интеграцией подразделений, управляющих дронами, быстрая адаптация к меняющимся угрозам, усталость российской армии и подъем боевого духа в украинской после назначения в январе нового командующего сухопутными войсками генерала Михаила Драпатого. Важное значение, по словам бойцов, сыграла и операция в Курской области, оттянувшая на себя значительные российские силы, включая бомбардировщики.

На северо-восточном участке фронта российские подразделения уже почти месяц на могут расширить свой маленький плацдарм на реке Оскол, рассказал Юрий Федоренко, командир 429-го полка беспилотных систем ВСУ. По словам полковника Дмитрия Палицы, командира 33-й механизированной бригады, защищающей с юга город Покровск в Донецкой области, «за последние 3-4 недели враг не продвинулся ни на метр». Между тем, российские части подошли к Покровску, крупному узлу снабжения украинской группировки на Донбассе, на 8-10 километров еще в конце лета – начале осени 2024 г. «На данный момент можно сказать, что мы стабилизировали ситуацию», – говорит Палица. На юге, в Запорожской области, российские войска два месяца назад провели серию атак, пытаясь форсировать Днепр; все они, по словам украинских солдат, оказались неудачными.

Серьезные попытки окружить город Запорожье были прекращены из-за переброски части войск в Курскую область, сказал старший сержант Андрей Клименко, воюющий на южном участке уже много месяцев. По словам полковника Олега Грудзевича, заместителя командира 43-й механизированной бригады, курская операция «действительно оттянула значительную часть вражеских сил» с других участков фронта. Например, говорит Грудзевич, под Купянском, на северо-востоке Украины, вдвое сократились бомбардировки с помощью планирующих бомб, которые стали одним из самых эффективных видов российских вооружений в последний год. Вместо этого бомбардировщики «утюжили» занятые украинцами населенные пункты в Курской области.

Сложную ситуацию на фронте признают и в России. Москва хочет получить под свой контроль всю территорию четырех частично оккупированных областей – Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской, и настаивала на этом во время переговоров с делегацией США в Саудовской Аравии, рассказывали источники The Moscow Times. Потому что добиться этого военным путем сейчас маловероятно. Вести затяжные переговоры и «параллельно использовать военную силу для установления контроля» над областями в их административных границах – это «худший вариант, потому что форсирование рек — всегда болезненная операция», сказал действующий российский чиновник:

Мы надеемся найти вариант, при котором не придется форсировать Днепр и штурмовать Херсон. Очень надеюсь, что до этого не дойдет. Это будет означать для нас тысячи потерь.

Занять эти области военным путем российская армия быстро не способна, для нее и захват-то пары деревень – уже большое достижение, считает израильский военный эксперт Давид Шарп. «Чтобы форсировать Днепр и взять Херсон или даже просто занять город Запорожье, который расположен на обоих берегах, должно произойти нечто экстраординарное. Это крайне трудная задача. Либо российская армия должна быть кардинально усилена, что не произойдет внезапно или из ниоткуда, либо оборона Украины должна полностью обвалиться», – сказал Шарп.

Сейчас, по словам Грудзевича, российская армия ограничивается «комариными укусами» – мелкими атаками, которые обычно заканчиваются неудачей. Впрочем, он ожидает возвращения на фронт российских частей из Курской области.

Правда, украинские подразделения оттуда тоже могут вернуться на оборонительные позиции. Кроме того, ВСУ пока стараются удержать россиян на российской же территории. На прошлой неделе они атаковали Белгородскую область. Несмотря на уверения Кремля, что наступление было отбито, относительно небольшая группа украинских военных продвигается вперед и захватывает позиции в российском регионе, пишет The Telegraph.

Эта операция значительно меньше по масштабам и целям, чем в Курской области, а численность группировки, вероятно, не превышает 500 солдат, говорит Джон Харди, заместитель директора российской программы Фонда защиты демократий. Но, прорвав укрепления у границы Белгородской области, украинские войска улучшили свои тактические позиции и вернули часть инициативы, «вынудив Россию реагировать на планы украинского командования, а не навязывать свои собственные», сказала The Telegraph Олеся Горяйнова, соучредитель Украинского центра безопасности и сотрудничества.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку