МОСКВА, 27 мар (Рейтер) - Россия снизила железнодорожный экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ) в январе-феврале 2025 года на 24% к тому же периоду прошлого года до 451.000 тонн, свидетельствуют расчеты Рейтер, основанные на данных источников в отрасли.
По оценке трейдеров, основное снижение экспорта за два месяца этого года пришлось на страны Евросоюза после вступления в силу эмбарго на поставки СУГ из РФ (кроме бутана и изобутана) с 20 декабря 2024 года: отгрузки в Польшу упали в восемь раз до 24.000 тонн (-165.000 тонн к январю-февралю 2024-го), в Латвию - более чем в 100 раз до 500 тонн (-53.000 тонн), в Эстонию - в 30 раз до 150 тонн (-4.500 тонн), в Литву - обнулились (-14.000 тонн).
При этом российские экспортеры частично перенаправили потоки СУГ в сторону портовых станций (Усть-Луга, Керчь, грузинский Кулеви), а также в страны Центральной Азии, Афганистан и Китай.
Так, железнодорожный экспорт СУГ из РФ в Афганистан и страны Центральной Азии в январе-феврале 2025 года вырос на 80% к аналогичному периоду прошлого года до 140.000 тонн, в Китай - на 48% до 66.000 тонн.
В разрезе компаний-экспортеров основное снижение отгрузок в январе-феврале произошло за счет Казросгаза, СП Газпрома и Казмунайгаза, временно приостановившего производство и экспорт СУГ Оренбургского ГПЗ после введения эмбарго ЕС.
Также в этом году снизились отгрузки СУГ на экспорт с заводов Лукойла (-28.000 тонн к январю-февралю 2024-го), Роснефти (-38.000 тонн) и независимых участников рынка (-34.000 тонн).
Согласно расчетам Рейтер, на долю морских терминалов в январе-феврале 2025 года пришлось 38% (0,171 миллиона тонн) от общего объема экспорта по железной дороге (0,451 миллиона тонн), на сухопутные погранпереходы - 62% (0,28 миллиона тонн).
Между тем, по данным источников в отрасли, отгрузки СУГ по железной дороге в адрес портовых станций в прошлом месяце выросли на 17%, в основном из-за увеличения поставок в Усть-Лугу, в адрес сухопутных погранпереходов - на 24% к январю из-за более высокой премиальности экспорта по сравнению с поставками на внутренний рынок РФ.
СУХОПУТНЫЙ ЭКСПОРТ
В абсолютном выражении железнодорожный экспорт СУГ из РФ в соседние страны через сухопутные терминалы в феврале вырос до 148.000 тонн со 132.000 тонн месяцем ранее, по данным трейдеров.
Наибольший прирост пришелся на Узбекистан (+16.000 тонн к январю) и Китай (+7.000 тонн).
На долю Афганистана в январе-феврале пришлось 25,5% от общего объема сухопутных отгрузок СУГ из РФ, Китая - 23,4%, Белоруссии - 14,2%, Таджикистана - 8,7%, Польши 8,5%, Узбекистана - 8,2%, Киргизии - 7,8%.
МОРСКОЙ ЭКСПОРТ
Железнодорожный экспорт СУГ из РФ в направлении морских терминалов в феврале увеличился до 88.000 тонн с 83.000 тонн в январе в основном за счет прироста поставок в Усть-Лугу.
Сибур, крупнейший производитель и экспортер СУГ в РФ, увеличил перевалку СУГ через балтийский порт Усть-Луга в феврале в посуточном выражении на 42% по сравнению с январем до 82.000 тонн.
По мнению источников в отрасли, нарастить перевалку Сибуру удалось за счет привлечения к отгрузкам нескольких новых танкеров-газовозов класса MGC (medium gas carrier), способных единовременно принимать на борт до 20.000 тонн продукта, нехватка которых сказалась на отгрузках в начале прошлого года.
Расчеты Рейтер, основанные на данных источников, показали, что на долю Усть-Луги в январе-феврале пришлось 74,2% от общего объема железнодорожных поставок СУГ из РФ в порты, Темрюка - 10,9%, порта Керчь (Крым) - 7,5%, Кулеви (Грузия) - 7,4%.