Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Укрепление рубля не помогло российским предприятиям. Импортные комплектующие дорожают

Сейчас в Россию приезжает то, что закуплено по максимальному курсу
Сейчас в Россию приезжает то, что закуплено по максимальному курсу Донат Сорокин / ТАСС

Укрепление рубля пока не помогло отечественным производителям сэкономить на закупках: стоимость импортных комплектующих для них в начале продолжала увеличиваться в результате роста логистических издержек, показал мартовский опрос 15,7 тыс. предприятий, проведенный Центробанком. За январь-февраль доллар подешевел на 14,2%, юань – на 12,6%.

Это следствие санкций: из-за них сроки поставок комплектующих могут доходить до трех месяцев и более – сейчас предприятия получают продукцию по максимальным ценам, учитывающим курс конца прошлого года, объясняет менеджер компании-импортера промышленного оборудования. «О какой экономии [на курсе] говорить, если ко мне простые бытовые датчики европейского производства приходят через шесть-восемь месяцев после их 100%-ной оплаты. Из Китая – через два-три месяца с предоплатой в 30%. Поставку довольно простых и совсем невоенных вещей приходится ждать столько же сколько, наверное, некоторые коллеги ждут поставку ударных дронов», – возмущается сотрудник предприятия, устанавливающего на коммерческих объектах, в том числе промышленных системы климатического контроля и воздухоочистки.

Почти все комплектующие для промышленного оборудования, всех видов коммерческой техники, электроники – в санкционных списках, напрямую за них заплатить из России даже в Китай сложно, а в «недружественные страны» – нереально, объясняет руководитель посреднической внешнеторговой компании.

ВТБ Шанхай перевод за «санкционку» примет, но далеко на каждый поставщик согласится открыть в нем счет, и лишь немногие китайские банки примут перевод из дочки ВТБ. С логистикой тоже сложно – крупные океанские линии не дадут гарантий на санкционные коды и не застрахуют поставку, если в ней есть «российский след». Бизнесу приходится выстраивать все более сложные цепочки и оплаты, и доставки товара, и каждое звено прибавляет к стоимости поставки несколько процентов.

Логистические издержки вроде бы тоже должны снизиться: тарифы на все виды перевозок падают с нового года, рассуждает импортер коммерческой техники. По данным логистической компании Tradest, в началу марта ставки на прямые железнодорожные и авто перевозки из Китая, а также на доставку контейнеров морем в порты Владивостока Новороссийск и и Санкт-Петербург снизились по сравнению с февралем в среднем на $1000-2000, а с январем — на $2500-4000, и сейчас 40-футовый контейнер из Шанхая в Москву или морем до Владивостока, а потом по железной дороге в Москву можно отправить менее чем за $6000, автомобилем – менее чем за $10 000, а в порт Санкт-Петербурга контейнер прибудет немногим более чем за $5000, в Новороссийск – примерно за $7000.

Ожидается, что до конца марта цены на доставку продолжат снижаться, хоть и не так быстро, отмечают в Tradest. Поэтому сейчас выгодно оплатить будущие перевозки или запустить ближайшие отправки.

Банки и платежные агенты из-за высокой конкуренции также снижают тарифы за переводы, продолжает импортер коммерческой техники. Например, перевод денег из ВТБ через ВТБ Шанхай на счет китайского поставщика прошлым летом и осенью обходился минимум в 4% от суммы, а сейчас в 2,96%, а еще появились неттинговые схемы буквально за 1% от перевода, говорит он: «Кое-кто вообще обещают чуть ли на за 0,2% перевод в Китай, но пока не рискнули попробовать».

Все это перечеркивается огромными сроками поставок. Доставка в Россию деталей для авиатехники или станков с числовым программным управлением, или для диагностического оборудования европейского или американского производства, и, разумеется, самого оборудования, в среднем занимает около трех месяцев, но легко может дойти до полугода, говорит менеджер компании-импортера промышленного оборудования. Так что пока в Россию приезжает оборудование и комплектующие, закупленные по высокому курсу доллара/юаня, и с доставкой, оплаченной в конце прошлого года – когда тарифы были почти на пике, объясняет он.

Сейчас закупки идут на более выгодных условиях, признает он, но не уверен, что это приведет к снижению цен: «К моменту прихода поставки выгода от курса доллара для конечного потребителя будет нивелироваться за счет выросших издержек нашей компании – а для нас все сильно растет в цене, от электроэнергии до зарплат».

Издержки предприятий продолжают расти, хотя медленнее, подтверждают результаты опроса. Их рост замедлился как в целом по экономике, так и во всех основных отраслях, пишет ЦБ: «Существенными факторами роста затрат для предприятий оставались удорожание сырья и материалов, увеличение расходов на оплату труда и логистику».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку