Возвращающиеся из Украины «ветераны СВО», которых отправили на фронт прямиком из колоний, не хотят устраиваться на работу, часть из них вообще никогда не работала. Об этом сообщила занимающая пост уполномоченной по правам человека в Татарстане Сария Сабурская в отчете о правозащитной деятельности.
По ее словам, работодатели «неохотно» принимают «героев» с истекшим контрактом в свои компании, несмотря на погашенную из-за участия в войне судимость. «Некоторые из лиц рассматриваемой категории ранее никогда не работали», — пояснила она, добавив, что у бывших заключенных отсутствуют желание трудоустроиться или обучаться, а также они в основном не имеют образования и трудовых навыков.
Работа с «лицами указанной категории» осложняется бюрократическими нюансами: даже после возвращения с фронта и формального снятия судимости и уголовного преследования, сведения об этих фактах остаются в системе, сказала Сабурова. Впрочем, по ее словам, к декабрю 2024 года из 112 воевавших против Украины экс-зэков, обратившихся в госслужбы в Татарстане, 73 удалось устроить на работу, еще 20 отправлены на переквалификацию, 19 человек на тот момент искали работу.
17 марта Сабурская отчиталась о 7,7 тыс. обращений от участников вторжения в Украину и их семей за три года войны. В основном они делают запросы о признании статуса «ветерана СВО», предоставлении выплат и мерах поддержки.
Количество погибших в Украине заключенных российских колоний по самым скромным оценкам превышает 16 тысяч человек, то есть это примерно каждый шестой в списке поименно подтвержденных безвозвратных потерь (более 99 тысяч по подсчетам «Би-Би-Си»). С февраля 2022 до февраля 2023 года заключенных массово набирала ЧВК «Вагнера» Евгения Пригожина, чтобы отправлять их в «мясные штурмы».
После неудачного «мятежа» и фактического расформирования наемнической группы зэков стали записывать в отряды «Шторм Z» под эгидой Минобороны. Как подсчитали «Важные истории», лишь с февраля по сентябрь 2023 года из мест лишения свободы таким способом набрали более 30 тысяч человек (из 108 колоний по всей стране). К концу 2023-го «Шторм Z» в свою очередь были сменены отрядами «Шторм V», в которых служба стала бессрочной.