Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий размещение рекламы в социальных сетях Instagram и Facebook. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента. Согласно документу, запрет распространяется на рекламные объявления, размещенные на ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана «нежелательной» в России, а также на платформах, внесенных в список «экстремистских». К последним в РФ относят корпорацию Meta, владеющую Instagram и Facebook.
За нарушение новых норм предусмотрены штрафы: для физических лиц от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2025 года, после его утверждения Советом Федерации и подписания президентом.
Комментируя инициативу, председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что данный законопроект направлен на «защиту интересов страны». «Несмотря на то, что в России заблокирован ряд социальных сетей, чьи владельцы ведут откровенно недружественную политику по отношению к нашей стране, распространяют заведомо ложную информацию и чуждые нам ценности, граждане и компании продолжают использовать их для рекламы своих товаров и услуг. Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране», — сказал он. По словам Володина, своим решением Госдума прикрывает один из источников дохода для владельцев «запрещенных» информационных ресурсов.
Аналогичные ограничения в России уже действуют в отношении «иноагентов». В случае размещения рекламы на ресурсах «иностранных агентов» нарушителям грозят штрафы до 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. рублей для компаний. Два административных нарушения могут повлечь за собой уголовную ответственность.
Новый запрет негативно отразится на доходах российских блогеров, которые продолжают зарабатывать на рекламе через Instagram, Facebook и X (бывший Twitter). Об этом ранее предупредил управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций Heads’made Ярослав Мешалкин. Для некоторых создателей контента это может стать причиной ухода с рынка или вынужденного поиска новых источников дохода, отметил он: «Возможно, часть блогеров перейдет на российские платформы, такие как VK, Rutube и „Дзен“, что может способствовать их развитию».
В Ассоциации блогеров и агентств (АБА) также выразили обеспокоенность тем, что рынок может не успеть адаптироваться к новым ограничениям. Основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова считает, что этот закон окончательно добьет тех, кто еще не успел перевести свою аудиторию на альтернативные площадки. «Это станет последним гвоздем в крышку гроба для многих блогеров и рекламных агентств, которые так и не смогли переориентироваться», — сказала она.