Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Западные фонды поставили $9 миллиардов на рост рубля

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Иностранные инвесторы не верят в то, что Россия снова откроет для них свой рынок или позволит вывести замороженные деньги, но пытаются заработать на российских активах. Хедж-фонды в начале марта держали беспоставочные форварды на рубль на сумму $8,7 миллиарда, сообщает Reuters со ссылкой на данные UBS. Это вторая по величине длинная позиция среди крупных валют.

Такая тактика означает, что фонды ожидают укрепления рубля, и она себя оправдала. Доллар закончил февраль в районе 88 рублей, в середине марта его курс падал почти до 80 руб. – минимум с июня 2023 г., а 24 марта торговался в районе 84 руб. Многие инвесторы в связи со сближением Путина и Трампа ищут возможности сделать ставку на рост рублевых или связанных с ними активов.

Опрошенные Reuters инвесторы отмечают рост обращений от брокеров, занимающихся связанными с Россией активами. Активизировались и сделки с прокси-инструментами, например гособлигациями и валютами Узбекистана и Казахстана; вырос спрос на валютные облигаций компаний – «Газпрома», «Лукойла» и «Фосагро»; брокеры в странах Центральной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, которым разрешены операции на российском рынке, увеличили предложение связанных с Россией сделок, перечисляют они. И, конечно, вырос спрос на ОФЗ, хотя санкции запрещают их покупку.

Доходности примерно в 15% достаточно для пробуждения интереса к внутренним государственным облигациям, несмотря на значительные потери, понесенные многими иностранными инвесторами после введения санкций, цитирует Reuters гендиректора армянского брокера Sirius Capital Арарата Мкртчяна: «Есть желание у иностранного капитала вернуться обратно или как минимум получить высокие процентные доходы через инвестирование в рубль, потому что это сильно обесцененный, но качественный финансовый актив, если забыть про политику».

Однако масштабы таких операций все же невелики. Reuters приводит оценки аналитиков, согласно которым среднесуточный оборот торгов беспоставочными форвардами на рубль составляет $25-40 миллионов -по сравнению с довоенными $2-2,5 млрд. Ликвидность корпоративных валютных облигаций очень низкая, отмечает Сергей Дергачев из Union Investment Privatfonds.

Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в пятницу сказала, что у ЦБ пока нет достоверных данных, которые позволили бы оценить вложения нерезидентов в российские активы, но она уверена, что их «интерес не выражается в больших масштабах». Причиной этого интереса Набиуллина назвала «разницу в доходностях при инвестировании в российские активы и за рубежом».

Реализации этого интереса мешают ограничения на движение капитала и санкции, отметила Набиуллина. Лучик надежды у инвесторов забрезжил на прошлой неделе, когда Владимир Путин издал указ, разрешающий американскому хедж-фонду 683 Capital Partners выкупить замороженные российские бумаги у нескольких иностранных владельцев. Однако надежды на скорое возобновление доступа к рынку не оправдались: эти бумаги будут проданы российским фондам.

О размораживании активов речь также не идет. «Рассуждать на эту тему преждевременно, мне неизвестно о каких-то решениях», – заявила в пятницу Набиуллина.

Инвесторы на это и не рассчитывают – разве что на точечные решения, как в указе Путина. Вместо массового возвращения в российские активы опытные участники рынка ожидают, наоборот, длительного обособления ключевых частей российской экономики от иностранных инвесторов. «Мы ожидаем, возможно, некоторого обмена активами», – осторожно говорит Reuters Гунтер Деубер из Raiffeisen Bank International.

Минфин надеется вернуть западные деньги на рынок. «Мы начали двигаться в этом направлении», – говорил недавно замминистра финансов Иван Чебесков: Минфин направил в администрацию президента проект указа, который «позволяет инвесторам, которые вводят новый капитал в страну, беспрепятственно потом его выводить вне зависимости от того, какие это деньги – дружественные или недружественные страны». Власти видят интерес иностранных инвесторов к российскому рынку, отмечал Чебесков: «Если они готовы инвестировать в нашу экономику, мы готовы, как говорится, брать у них деньги и давать им возможность репатриировать назад прибыль».

Если они смогут беспрепятственно заводить и выводить деньги из РФ, иностранные инвестиции явно возрастут, «если геополитические ожидания продолжат радовать позитивом, конечно», уверена независимый финансовый советник Наталья Смирнова. Гарантии свободной репатриации иностранного капитала, по ее мнению, могут привести к росту цен на российские облигации и акции и, конечно, укрепить рубль.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку