Для российских металлургов 2025 год начался с резкого падения экспорта. В январе—феврале поставки горячекатанного проката на внешние рынки снизились на 10% год к году, до 1,2 млн т, а стальных труб всех видов — на 15%, до 100 тыс. т. Это следует из данных отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI), которые приводят «Ведомости». При этом перечисленная продукция является наиболее маржинальной для российских предприятий черной металлургии и по итогам 2023 года (последние доступные данные Федеральной таможенной службы) занимала почти треть в структуре экспортной выручки.
Основными покупателями российского проката в минувшие два месяца были страны СНГ и Турция. Последняя в прошлом году ввела дополнительные пошлины в 6–9% для поставщиков стали из России. В свою очередь в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане завершаются энергетические проекты, а также растет конкуренция со стороны местных производителей, отмечают в MMI. Согласно прогнозу агентства, поставки российского горячекатанного проката в 2025 году могут сократиться на 10%, до 5,7 млн т. Однако экспорт труб сохранится на уровне прошлого года и составит от 600 тыс. до 700 тыс. т.
Также в январе—феврале на 16% год к году упал экспорт чугуна — более дешевого и менее маржинального продукта. Всего было экспортировано 700 тыс. т — ровно столько составляет размер импортной квоты на российский чугун в Евросоюзе. В прошлом году квота была вдвое больше, а с 2026-го ЕС собирается полностью отказаться от чугуна из России. Как отмечают аналитики MMI, негативным фактором для экспортеров стало укрепление рубля к доллару США. По данным Центробанка, с начала 2025-го американская валюта стала дешевле на 20%.
В таких условиях некоторые металлурги уже снижают загрузку мощностей. Аналитики MMI прогнозируют, что в 2025 году поставки чугуна на экспорт могут снизиться на 25–35% к предыдущему году — до 2–2,1 млн т. Учитывая исчерпание квоты ЕС в текущем году, у российских экспортеров осталось только два крупных направления поставок — Турция и Азиатский регион. Однако цены на поставки в Азию из портов Балтийского и Черного морей на данный момент наименее привлекательные.
Помимо рыночной конъюнктуры, на экспорт давят проблемы с логистикой — высокие тарифы и перегруженность основных маршрутов на железной дороге, говорит ведущий эксперт «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По данным РЖД, в январе—феврале погрузка черных металлов на сети сократилась на 13% в годовом выражении до 8,9 млн т.
По итогам первых двух месяцев 2025 года производство стали в России осталось практически на уровне аналогичного периода прошлого года, составив 11,3 млн т (-0,1%), следует из данных компании «Корпорация Чермет». Выпуск проката сократился на 2,5% до 9,6 млн т, чугуна — на 5% до 8,5 млн т, а труб вырос на 3% до 1,7 млн т. Загрузка основных металлургических мощностей в стране остается на уровне выше 80%, отметил представитель Минпромторга.