Центробанк не стал менять ключевую ставку – она оставлена на максимальном с начала нулевых годов уровне 21%. Инфляционное давление снизилось, но остается высоким, перегрев экономики сохраняется, хотя рост кредитования удалось замедлить, а сберегательная активность населения остается высокой, перечисляет ЦБ. По его оценке, формируются необходимые предпосылки для возвращения инфляции к цели в 2026 г.
В таком решении не сомневался почти никто, интрига была в том, как ЦБ прокомментирует свое решение, какой сигнал пошлет рынку. Комментарий ЦБ будет важнее самой ставки, говорил инвестбанкир Евгений Коган. Сигнал такой: ЦБ продолжит анализировать скорость и устойчивость снижения инфляции и инфляционных ожиданий и «если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели, Банк России рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки». До этого он обещал в любом случае рассматривать этот вопрос, так что, как отмечает экономист Егор Сусин, сигнал смягчен в сторону нейтрального.
Рост цен замедляется, но ЦБ не устраивает скорость, с которой это происходит. В январе – феврале текущий рост цен с поправкой на сезонность уменьшился с 12% в IV квартале до 9,1% в пересчете на год. Базовая инфляция снижается медленнее: 10,2% против 12,1%. ЦБ предполагает, что это отражает по-прежнему высокий внутренний спрос. К тому же замедление роста цен, как и снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса в феврале – начале марта, отчасти является результатом укрепления рубля.
Уменьшились и долгосрочные ожидания, рассчитанные из инструментов финансового рынка, но профессиональные аналитики немного повысили прогнозы по инфляции на 2026 г., когда ЦБ намерен вернуть инфляцию к цели. Инфляционные ожидания остаются повышенными, усиливая инерцию устойчивой инфляции, сетует ЦБ. Он рассчитывает, что в ближайшие месяцы инфляционное давление продолжит снижаться за счет охлаждения кредитования и высокой сберегательной активности. Несмотря на некоторое уменьшение депозитных ставок, сохраняется высокий приток средств граждан в банки, отмечает ЦБ.
Вместе со ставками снижаются и инфляционные ожидания, поэтому в реальном выражении ставки снизились не очень сильно и денежно-кредитные условия остаются жесткими, полагает регулятор.
Экономика по-прежнему сильно перегрета, считает ЦБ, но надеется, что и здесь формируются предпосылки для «постепенного возвращения к сбалансированному росту». Рост доходов населения и бюджетные расходы поддерживают высокий спрос, судя по опросам и оперативным данным, экономическая активность замедляется, появляется все больше признаков снижения напряженности на рынке труда.
ЦБ впервые упомянул в комментарии возможность смягчения внешних условий, отмечает экономист Дмитрий Полевой, а «в остальном – все прежние сюжеты». «Дезинфляционное влияние может иметь и улучшение внешних условий в случае снижения геополитической напряженности», – пишет ЦБ.
Слегка смягчив риторику, ЦБ по-прежнему занимает очень осторожную позицию, комментируют аналитики Райффайзенбанка. На их взгляд, регулятор не желает допустить формирования устойчивых ожиданий снижения ключевой ставки – это сохраняет денежно-кредитные условия жесткими и повышает эффективности его политики. ЦБ не нужна эйфория и быстрое/чрезмерное смягчение финансовых условий, согласен Полевой.
Повышение ключевой ставки в текущих условиях аналитики Райффайзенбанка считают маловероятным, но и раннего смягчения политики ждать не стоит. Намеков на смягчение политики пока также нет, констатирует аналитик Промсвязьбанка Илья Ильин. Полевой ожидал большего смягчения жесткости, но «ЦБ осторожен в трактовке всех тех позитивных тенденций, которые мы видим».