Компания МТС закрывает свой видеохостинг Nuum, который был запущен в конце 2023 года как аналог YouTube и TikTok. Платформа останется доступной до 1 июня, чтобы пользователи могли выгрузить контент, сообщает РБК. Затем технологическую инфраструктуру Nuum передадут рекламному подразделению МТС AdTech. Компания будет использовать ее для создания рекламной сети видеобаннеров, ориентированной на продвижение товаров в формате Stories и Reels.
Представитель МТС дал понять, что проект оказался нерентабельным. По его словам, в условиях высокой ставки компания концентрируется на продуктах с быстрой окупаемостью, а развитие видеохостинга «признано недостаточно эффективным». В мае 2024 года сообщалось, что МТС вложила в сервис 6 млрд рублей. По данным Mediascope, в феврале 2025 года месячная аудитория Nuum среди пользователей старше 12 лет составила 901,5 тысячи человек, а суточная — 71 тысячу. Для сравнения, у TikTok в России за тот же период эти показатели равнялись 68,7 млн и 35,1 млн соответственно.
В том же месяце стало известно, что Nuum собираются закрыть. Источники «Ведомостей» сообщили, что стратегия развития сервиса пересматривается и с начала года из проекта уволились до 80% штата. Вскоре после этого свой пост оставила и руководитель Nuum Наталья Братчикова. Ее место занял Алексей Куликов. Источник РБК на медиарынке утверждал, что его назначили для «грамотного закрытия бизнеса». В середине марта Nuum прекратил о партнерскую программу, поддержку платной подписки и донатов, а также сотрудничество с партнерами.
По задумке авторов, видеохостинг должен был стать аналогом YouTube и TikTok для граждан от 18 до 24 лет, преимущественно мужчин. Опрошенные РБК эксперты полагают, что окупаемость Nuum была несопоставима с вложениями в проект. Глава TelecomDaily Денис Кусков заявил, что при наличии YouTube «сделать сервис, который всех бы порвал, практически невозможно, причем не только с технической точки зрения, но и с позиции продвижения и привлечения аудитории». По его мнению, это ставит под вопрос развитие и других подобных платформ в России, так как, если YouTube снова заработает, они будут никому не нужны.
Руководитель спецпроектов «Руцентр» Алексей Замесов отметил, что рассчитывать на успех, запуская очередной видеохостинг без «астрономических затрат» на маркетинг или уникальной «фишки», — бесперспективно.
На фоне попыток властей снизить популярность YouTube, которые успехом не увенчались, в связи с чем было решено замедлить его до такой степени, чтобы им стало невозможно пользоваться, в России начали создавать аналоги этого американского сервиса. Помимо Nuum, были запущены еще три видеохостинга: RuTube, «ВК» и «Платформа». Однако до замедления YouTube ни один из них не смог составить ему заметную конкуренцию, признавал член комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.
Что касается китайского сервиса TikTok, то он сам запретил пользователям из России загружать видео, проводить прямые трансляции и смотреть ролики, созданные в других странах, после начала войны в Украине — в марте 2022 года.